Предыдущая Следующая
Кадр 12
Ho бывают композиции, в которых
именно второй план занимает большую часть картинной плоскости. Это случаи,
когда окружающая среда играет значительную роль, а иногда и несет основную
нагрузку. Если в кинокадре 12 выделить главный объект съемки и взять вездеход
крупно, то, безусловно, машина, окруженная водой, привлечет внимание зрителей.
Ho такой композиционный вариант не
выразит главного: не передаст того, что машина движется по нехоженой тайге.
Из-за того, что фон выведен за пределы картинной плоскости, пропадает
характеристика машины как вездехода, идущего по сплошному бездорожью. Сузив
угол зрения и укрупнив главный объект, кинооператор утеряет то
пропорциональное соотношение, которое позволяет снять образный,
выразительный кадр, показывающий специфические условия, в которых трудятся
герои фильма. Кстати, именно в таких случаях, когда экран перестает говорить со
зрителем языком кино, авторы прибегают к помощи дикторского текста.
— И вот тут,
если бы кинооператор не снял общего плана, появилась бы фраза: «Через
непроходимую тайгу, через быстрые реки...» — подсказал бы догадливый пращур.
— Да, —
подтвердили бы мы. — Эго бывает.
— A зачем говорить? Лучше показать,
— сказал бы нра*цур.
— Да, — снова
согласились бы мы.
— Язык кино —
это в первую очередь зрительный ряд.
Пропорция — это но
тда соединение большого количества разнородных компонентов. Иногда бывает
необходимо изобразить один конкретный объект, и в этом случае все его части
тоже компонуются в определенных пропорциональных соотношениях. Художник
наносит их на холст произвольно, исходя из своего замысла, а кинооператор
формирует их, выбирая позицию камеры и оптическую систему. Именно это и
определяет пропорциональные соотношения объектов, попавших в поле зрения
объектива. Кинооператор передает их в зависимости от своих творческих
намерений.
Предыдущая Следующая