Предыдущая Следующая
Действие,
происходящее внутри закрытой композиции, начинается и завершается в ее
границах. Как правило, в подкреплении такого кадра другим изобразительным
материалом нет необходимости. 0б этом говорит сам термин «закрытая композиция».
Такое построение всегда подчинено логике происходящего события и легко
воспринимается зрителями, так как все линии связей и зависимостей одновременно
присутствуют на картинной плоскости, объясняя значение друг друга и полностью
раскрывая содержание кадра.
Так, например, если
бы кинооператору понадобилось снять кинокадр, абсолютно схожий с картиной
художника В. Г. Перова «Охотники на привале», то он скомпоновал бы общий план,
который был бы типичной закрытой композицией. B таком случае камера просто фиксировала бы все
происходящее, взятое в одном масштабе, а длину снятого плана определил бы
характер внутрикадрового действия.
Открытая композиция
строится на основе линий, которые расходятся от сюжетного центра, отражая связи
объектов, стремящихся выйти за пределы кадра. B таких случаях причинно-следственные зависимости
раскрываются не внутри, а вне картинной плоскости и требуют продолжения и
завершения в других монтажных планах.
Внутрикадровое
действие открытых композиций не имеет самостоятельного и решающего значения, и
линии, связывающие главный объект с другими (их иногда называют силовыми
линиями композиции»), направляются в стороны от центра.
Как правило, они
уходят за пределы картинной плоскости, указывая, что объект должен вступить в
смысловые связи с ситуацией за рамками кадра. Именно поэтому зритель всегда
воспринимает открытую композицию как часть единого целого и ждет дальнейшего
развития монтажной фразы. Ha такое ожидание его ориентирует
направление и незавершенность силовых линий...
— A зачем вам эти композиционные
линии? Направление общения героев? — мог удивиться пещерный художник.
— Для чего нужна взаимосвязь композиционных элементов? He проще ли рисовать или снимать кино, ни о чем не
думая?
Предыдущая Следующая