Предыдущая Следующая
Искусство, как
известно, не терпит категорических формул, и, вероятно, можно строить
композиции с двумя и даже с несколькими центрами, но при условии, что такая
изобразительная неясность формы выбрана намеренно и цель автора — вызвать у
зрителей ощущение неясности, растерянности, непонимания того, что же следует
предпринять герою эпизода и почему...
Выражая свою идею,
художник подчиняет себе художественные средства, а не наоборот. И поэтому не
может быть раз и навсегда установленного правила и порядка: вот так можно
делать, а вот так — ни в коем случае. Все зависит от творческого замысла.
B знаменитой картине П. Шухмина
«Приказ о наступлении» и границы полотна, и сюжетно-композиционный центр
выглядят удивительно своеобразно. Верхняя горизонталь рамы «режет» изображение,
проходя по толпе бойцов и отсекая задний план. Почему автор поступил именно
так? Потому что он хотел внушить зрителям: на смену павшим встанут новые и
новые отряды, которые пойдут в бой с такой же неустрашимостью, как эти люди,
слушающие слова воинского приказа.
A где центр композиции? A его будто и нет! B середине картинной плоскости
автор изобразил снег, сапоги, приклады винтовок. Получается так, что центр
картины — граната, висящая на поясе красноармейца в темном бушлате. Она —
деталь, она — символ, который определяет суть происходящего. Темный бушлат
умышленно дан на фоне серых шинелей, поэтому он выделяется тонально и сразу
привлекает внимание зрителей. A потом на темном фоне написана автором
светлая граната. Это вдвойне привлекает к ней внимание.
Ho почему центром служит деталь, а
не чье-то лицо или фигура? Куда направлены силовые линии композиции? Все они
устремлены к командиру, стоящему спиной к зрителям. Автор будто нарочно скрывает
от нас наиболее очевидный сюжетно - композиционный центр происходящего
действия. И поэтому мы, зрители, думаем не столько о том, что мы видим, сколько
о тех словах, которые слышат стоящие на снегу бойцы. От этого картина
становится необычно напряженной, жесткой, говорящей о суровом времени и суровой
ситуации. Ha полотне нет никаких живописных
деталей, нет окружающего пейзажа, не выписана фактура снега, нет лишних
предметов. B сущности, автор хочет, чтобы мы
ощутили значение слов, которые для кого-то из слушающих будут последними в
жизни. Поэтому нет в картине привычного центра. Мы, зрители, как и стоящие
красноармейцы, смотрим на снег, на сапоги командира, на людей с оружием и не
фиксируем свое внимание ни на чем. Это как бы призыв «уйти в себя», прислушаться
к своим мыслям, ощущениям...
Предыдущая Следующая