Предыдущая Следующая
Эту ситуацию легче
понять, если представить ее в виде кинокадра. Бесспорно, главным
сюжетно-композиционным центром будет лицо актера, играющего роль царя Петра
Первого. Его реплики и реакция Алексея подтвердят неравнозначность двух
персонажей. И конечно, крупный план актера, играющего Петра, был бы основным в
этом эпизоде и определил композиционные построения остальных монтажных кадров.
Возможен ли кинокадр
с двумя равнозначными сюжетно-композиционными центрами? Очевидно, нет, потому
что зрители все время отдают предпочтение какому-то одному действующему лицу
или предмету — тому, который является в данный момент главным, вызывающим яркие
эмоции. B композиции, сходной с картиной H. H. Ге, но взятой в динамике звукового кинофильма,
зрительская оценка действия во многом зависела бы от тех реплик, которые
произносят участники диалога, и сюжетно композиционный центр менял бы свое
место по мере развития разговора. Центром композиции может быть и лицо царя, и
лицо его сына. Все зависело бы от реакции зрителя на вопросы Петра и на ответы
или напряженное молчание царевича Алексея. Смысл реплик диктовал бы оператору
необходимость тех или иных действий: панорамирование, выбор масштаба снимаемого
кадра, осуществление наезда или отъезда и компоновку каждого плана с четким
выявлением сюжетно-композиционного центра.
Зритель может
переключать свое внимание с одного участка картинной плоскости на другой, но
одновременно и однозначно воспринимать слова обоих участников этого
напряженного разговора он не будет.
Кадр B
B этом отличие звукового кинокадра
от кадра немого кино — иногда композиционное решение кадра диктуется значением
высказанных слов. При отсутствии звукового сопровождения центр композиции определяется
смысловым значением изобразительных деталей. B кадре 8 место, которое могло быть отведено главному
объекту, пустует. Оно в центре картинной плоскости, и композиция пока не
выстроена. B поле зрения есть два предмета,
претендующие на роль центра композиции. Это старая кукла и вагон трамвая. Для
того чтобы выявить центр, кинооператор должен решить, что ему важнее: вагон с
уехавшими людьми или брошенная игрушка? Если первое — то следует сделать панораму
вверх и оставить за нижней рамкой кадра куклу, показав, что хозяйка куклы и ее
родители уехали, не обратив внимания на эту «маленькую трагедию». Если же кинооператору
важнее «судьба» брошенной игрушки, то последуют панорама вниз и укрупнение
старенькой куклы. Кадр станет эмоциональным и выразительным. Достаточно вспомнить
стилистику сказок Андерсена, чтобы представить себе, что второй вариант мог бы
стать финалом очень трогательной истории, исполненной самых драматических человеческих
чувств.
Предыдущая Следующая