домой
 
 

герои
 

фотоальбом
 

обои
 

скачать
 

the nanny
 

ссылки
 

 

Предыдущая Следующая

Кадр 7

Выстраивая компо­зицию, кинооператор всегда следит за тем, где на картинной плоскости располагается центр и как взаимодействуют все компоненты изобра­жения.

...Когда головной танк, развер­нувшись, начнет выходить из кадра, у кинооператора возникнет проблема: какой из двух композиционных вариантов выбрать — оставить кадр статичным, с тем чтобы место сюжетно-композиционного центра занял танк, следующий за передо­вым, или начать панорамирование за выходящей налево машиной, оста­вив за ней роль композиционного центра.

Как уже говорилось, при движении объектов на картинной плоскости кадра соотношение изобразительных компонентов все время меняется, а, следовательно, перемещается центр композиции. Как поступать в таких случаях, кинооператор каждый раз решает, исходя из конкретных условий.

—        A бывают ли в композиции два равнозначных центра? — мог спро­сить предок. — Вспомните хотя бы картину художника H. H. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Я не понимаю, где там сюжетно-композиционный центр? He в центре, это ясно. B центре там угол стола.

—        Центр композиции все-таки лицо Петра, — сказали бы мы. — Ведь именно он главный персонаж. A царевич Алексей — объект под­чиненный.

—        Ho без лица Алексея этот глав­ный центр не имеет никакого смыс­ла, — заметил бы предок.

—        Это верно, но только отчасти. Центр для того и существует, чтобы взаимодействовать с другими эле­ментами композиции, без них он не центр...

Действительно, средняя часть кар­тинной плоскости пуста. Ho это не «портрет стола», это пространство, разделяющее двух героев. И оно включено в композицию неспроста. Когда взгляд зрителя переносится с одного лица на другое и потом обратно — зритель не только видит это расстояние, он чувственно вос­принимает нравственную пропасть, разделившую отца и сына,

То, что в картине имеется всего один центр, доказывают композиционные линии, действующие внутри картинной плоскости. Линия вни­мания Петра — это восходящая к лицу царевича горизонталь. A линия взгляда Алексея — вертикаль, направленная вниз, линия подчи­ненная, пассивная. Собственно говоря, направление царского взгляда и есть тот стержень, на котором держится вся композиция, и если считать, что эта линия связывает лица обоих героев, то все равно инициатива сюжетной связи исходит от Петра.


Предыдущая Следующая

  дружественные сайты:

2009

 
 
 
Hosted by uCoz