Предыдущая Следующая
Кадр 7
Выстраивая композицию,
кинооператор всегда следит за тем, где на картинной плоскости располагается
центр и как взаимодействуют все компоненты изображения.
...Когда головной
танк, развернувшись, начнет выходить из кадра, у кинооператора возникнет
проблема: какой из двух композиционных вариантов выбрать — оставить кадр
статичным, с тем чтобы место сюжетно-композиционного центра занял танк,
следующий за передовым, или начать панорамирование за выходящей налево
машиной, оставив за ней роль композиционного центра.
Как уже говорилось,
при движении объектов на картинной плоскости кадра соотношение изобразительных
компонентов все время меняется, а, следовательно, перемещается центр
композиции. Как поступать в таких случаях, кинооператор каждый раз решает,
исходя из конкретных условий.
— A бывают ли в композиции два
равнозначных центра? — мог спросить предок. — Вспомните хотя бы картину
художника H. H. Ге «Петр I
допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Я не понимаю, где там
сюжетно-композиционный центр? He в центре, это ясно. B центре там угол стола.
— Центр
композиции все-таки лицо Петра, — сказали бы мы. — Ведь именно он главный
персонаж. A царевич Алексей — объект подчиненный.
— Ho без лица Алексея этот главный
центр не имеет никакого смысла, — заметил бы предок.
— Это верно,
но только отчасти. Центр для того и существует, чтобы взаимодействовать с
другими элементами композиции, без них он не центр...
Действительно,
средняя часть картинной плоскости пуста. Ho это не «портрет стола», это пространство,
разделяющее двух героев. И оно включено в композицию неспроста. Когда взгляд
зрителя переносится с одного лица на другое и потом обратно — зритель не только
видит это расстояние, он чувственно воспринимает нравственную пропасть,
разделившую отца и сына,
То, что в картине
имеется всего один центр, доказывают композиционные линии, действующие внутри
картинной плоскости. Линия внимания Петра — это восходящая к лицу царевича
горизонталь. A линия взгляда Алексея —
вертикаль, направленная вниз, линия подчиненная, пассивная. Собственно говоря,
направление царского взгляда и есть тот стержень, на котором держится вся
композиция, и если считать, что эта линия связывает лица обоих героев, то все
равно инициатива сюжетной связи исходит от Петра.
Предыдущая Следующая