Предыдущая Следующая
Иногда они выражают
направление реального перемещения людей, животных или механизмов, иногда это
направление взглядов персонажей, участвующих в данной сцене, иногда эти линии
предвосхищают чей-то поступок, иногда являются его следствием.
B сущности, силовые линии композиции
отражают те связи и взаимодействия, которые свойственны объектам съемки в
реальной жизни, и бывают как чисто физические, действенные, так и вызванные
духовными переживаниями героев, выражающими их чувства и настроения. Чаще эти
линии очевидны и прослеживаются легко. Иногда же они завуалированы, и угадать
их присутствие может только очень внимательный и чуткий зритель.
Силовые линии могут
связывать между собой людей, людей и предметы, предметы с другими предметами,
они могут быть результатом воздействия сил природы на человека.
Кадр 7 — пример
сочетания таких линий, главная из них — направление рейда танковой колонны.
Естественно, она выходит на головную машину, за которой следуют остальные.
Остальные линии — направление внимания кинематографистов, ведущих съемку. Это
линия реакции кинооператора, смотрящего в камеру, и ассистента, стоящего рядом,
а также линия взгляда режиссера. Все они стягиваются к лобовой броне и
гусеницам головной машины. Это — сюжетно-композиционный центр кадра.
— A для чего они нужны, эти линии,
если они «воображаемые»? — мог спросить пещерный художник. — He усложняете ли вы творческую
задачу? Неужели кинооператор должен сначала рисовать эти направления, а уж
потом снимать, глядя на них?
— Вовсе нет.
Рисовать эти линии негде, да и не нужно. Ho чувствовать, как они располагаются, необходимо.
Только уловив принципы взаимодействия людей и предметов, кинооператор
сможет выстроить композицию, которая выразительно передаст все происходящее
перед камерой. Иначе изображение может рассыпаться на отдельные, не связанные
между собой компоненты, что ослабит впечатление от снятого материала, а может
случиться и так, что кадр просто потеряет всякий смысл.
Предыдущая Следующая