Предыдущая Следующая
Если, например, герою
фильма угрожает какое-нибудь стихийное бедствие — снегопад, разлив реки,
непроходимые лесные дебри, — то сюжетный центр композиции не обязательно будет
выражен какой-нибудь конкретной деталью, им может стать пелена снега, или
речная поверхность, или стена деревьев, заполнивших значительную часть экранной
плоскости. Центр композиции — это не обязательно точка, это может быть
довольно большая часть кадра.
Представим себе, что
наш пещерный живописец взял кинокамеру и приступил к съемкам
научно-популярного фильма «Охота на мамонта». Ha что он направил бы объектив в первую очередь?
Наверное, он начал бы
с медленной панорамы, показывающей место будущего действия. Сначала в поле
зрения объектива попала бы однообразная лесотундра с реденькими деревцами.
Ярко выраженного центра в этих общих планах не было бы. И только когда в кадре
показалось бы стадо мамонтов, у предка возник бы повод для компоновки
композиции с сюжетным центром. И, вероятно, он поступил бы как любой из нас в
подобной ситуации: совместил бы изображение стада с центральной частью
картинной плоскости и прекратил панорамирование.
И не стоит обвинять
его в примитивном творческом решении. Он нашел сюжетно-композиционный центр
снятого кадра.
Главная сюжетная
точка — центр композиции — не рождается по произволу кинооператора. Появление
этого центра диктуется конкретными жизненными ситуациями, осмыслить которые и
понять, что же в данный момент является главным и на что следует обратить
внимание зрителя в первую очередь, — вот задача, стоящая перед
кинематографистом при компоновке каждого съемочного кадра.
Сюжетный центр как бы
стягивает воображаемые линии, которыми можно обозначить взаимодействие
объектов, участвующих в компоновке изображения. Конечно, эти линии невидимы, но
их можно провести на плоскости любой картины, любого кинокадра, если попытаться
выяснить характер происходящего действия.
Предыдущая Следующая