Предыдущая Следующая
Положение композиционного
центра связано с физиологией наше го зрения. Самая активная часть зрительного
аппарата, воспринимающая световые сигналы и дающая человеку самую точную и
подробную информацию, находится в центре задней полусферы глазного дна. Поэтому
вполне естественно, что, глядя на экран, мы направляем взгляд, прежде всего на
центральную часть картинной плоскости, где, как правило, и разворачиваются
главные события.
Разумеется, возможны
и отклонения от этого правила. Основное сюжетное действие и объект, совершающий
это действие, могут занимать разное положение в независимости от объективных
условий, и в связи с этим сюжетно-композиционный центр тоже перемещается по
картинной плоскости кадра. B таких случаях кинооператор
изменяет положение камеры и компонует кадр, исходя из новых условий. Причем
основой для очередного варианта каждый раз остается реальная жизненная
ситуация, а ее трактовка всецело зависит от авторского замысла.
Так, например, если
футбольный мяч будет перемещаться справа налево, то кинооператор может повести
панораму за группой спортсменов, и композиционная конструкция будет
складываться в зависимости от движения мяча.
Кадр 5
Возможен и другой
вариант. Если вдруг один из футболистов упадет, то кинооператор может
прекратить панорамирование и, выпустив из кадра всю группу, переключить внимание
зрителей на упавшего игрока. Теперь этот игрок станет главным объектом съемки,
и сюжетно-композиционный центр будет зависеть от его действий.
Bo всех ли кадрах мы можем увидеть
такой ясно выраженный центр?
Кадр 6
Практически во всех.
Хотя нельзя утверждать, что он всегда изобразительно ярок и конкретен. При
показе пейзажных планов или других масштабных объектов, с которыми герой
вступает в спокойное взаимодействие, четко выраженного сюжетного центра, как
правило, нет, и в таких случаях отсутствие единой точки, приковывающей внимание
зрителя, вполне закономерно (кадр 6).
Предыдущая Следующая