Предыдущая Следующая
Так что же это такое
— сюжетнокомпозиционный центр? Как его искать? Где располагает?
«Centrum» в переводе с латыни значит
«острие циркуля». Круги, описанные циркулем, могут быть любых размеров, а центр
— один, и без опоры на него нельзя построить окружность.
У композиции тоже
есть центр. Это та ее часть, которая связывает между собой отдельные элементы
изображения и является главной в характеристике показанного объекта. Границы
кадра и сюжетнокомпозиционный центр — основные параметры изобразительной конструкции.
Определив, что
является решающим в происходящем перед камерой событии, кинооператор находит
участок, на котором концентрируется действие, и это место становится основой
для сюжетно-композиционного центра кинокадра.
Ha картинной плоскости это выглядит
точкой, куда стягиваются воображаемые линии, которые определяют характер
взаимодействия главных объектов, попавших в поле зрения камеры. Иногда центром
служит часть кадра, где размещен наиболее значимый ориентир или тот участок
пространства, на котором происходит наиболее динамичное столкновение объектов. Внешне
сюжетно-композиционный центр кадра может выглядеть по-разному, но в любом
случае он дает главную изобразительную информацию.
— Ну а как же
воображаемые линии могут что-то определять и что-то выражать, если они
«невидимые»?— мог спросить пещерный предок.
— He стоит придираться к терминологии,
— сказали бы мы. — Эти линии действительно невидимы для глаз зрителя, но они
явны и очевидны для нашего воображения. Мы следим за ними, подчиняемся их
указаниям. Ha этом принципе — на обращении к
фантазии зрителя, читателя, слушателя, — в сущности, основано все искусство.
Кадр 5 показывает
роль центра, объединяющего все элементы композиции. B данном случае это мяч, за обладание которым борются
футболисты. Стоит переместить или убрать этот центр, и линии взаимодействия
спортсменов потеряют свой драматизм, так как логика поведения футболистов будет
нарушена (кадр 5,6). Содержание кадра утратит остроту и выразительность.
Предыдущая Следующая