Предыдущая Следующая
Кадры 2, 3, 4 — это
фотоотпечатки, кино не в состоянии построить такие композиции. Что делать кинооператору,
который захотел бы показать вертолет в тундре и подчеркнуть необъятную ширь
пространства? Выход из положения один — панорамировать по горизонтали. Панорама
— это операторский прием, который помогает расширить поле зрения камеры.
Композиция кадра 3
тоже не вписывается в привычные рамки. И если этот объект можно снять, сделав
вертикальную панораму, то четкий квадрат кадра поставил бы кино оператора в
затруднительное положение. Киноэкран с его незыблемым соотношением сторон
заставит отказаться от той или иной части изобразительного материала.
Кадр 2
Мечта Сергея
Михайловича Эйзенштейна о «динамическом» экране родилась не из формального
желания создать живописный, необычный изобразительный ряд. Бесконечное
разнообразие жизненных ситуаций требует различных композиционных решений,
которые не вмещаются в стандартные кадровые параметры.
Кадр 3
Кадр 4
Пока эта творческая
идея остается нереализованной, хотя уже были отдельные попытки создания полиэкрана
— системы с изменяющимися размерами и формой кадра. Массового применения
полиэкран не получил. Ho техника кино не стоит на месте,
и кто знает, как продолжится история белого экранного
прямоугольника?
Невидимые
линии
Вряд ли наш косматый
предок был беспечным эстетом и рисовал мамонтов только для собственного
развлечения — забот у него хватало. Многие ученые думают, что эти рисунки
связаны с охотничьей магией: художник хотел, чтобы изображения зверей, которые
появлялись на стене пещеры, помогли удачной охоте. Ha более поздних рисунках рядом с животными появились
человеческие фигурки, которые окружали желанную добычу. Бизон, олень и мамонт —
главное, что занимало первобытного художника, — становились центром рисунка,
главной сюжетной точкой.
Предок чувствовал,
что зверь и охотник связаны друг с другом в жизни, но настало время, когда он
уловил, что эту связь можно изобразить. И хотя человека и его добычу на
рисунке ничто не соединяло, в воображении художника и зрителей возникали линии
взаимодействия, которые объединяли зверя и окруживших его охотников. Эго уже
были зачатки тех композиционных построений, к которым пришли мы через десятки
тысяч лет.
Предыдущая Следующая