Предыдущая Следующая
Огромный экран
московского панорамного кинотеатра «Мир» шириной в 30,6 м был тогда самым
большим в Европе. Панорамные кинотеатры были построены в Париже, Риме, Токио,
Гаване и других крупных городах мира. Советский панорамный фильм шДва часа в
СССР» был с восторгом встречен зарубежными зрителями. Ho в дальнейшем систему кинопанорамы погубило
'техническое несовершенство: на экране просматривались «швы» — места соединений
соседних изображений. Они разбивали цельность впечатления.
Панорама умерла, но
стремление увеличить поле зрения камеры осталось. Появились широкоформатное
кино, которое снимают на 70-мм пленке с соотношением сторон кадра 1:2,2, и
широкоэкранное кино, которое снимают на обычной 35-мм пленке, а затем при
проекции растягивают кадр до соотношения высоты к ширине (1:1,85 или 1:2,35). Ho все эти системы по-прежнему не
дают возможности строить выразительные вертикальные композиции. Советский
кинорежиссер С. М. Эйзенштейн говорил об «отвратительной верхней части экрана,
которая гнетет нас (а меня лично шесть лет) и заставляет сохранять пассивную
горизонтальность...».
Эти слова Эйзенштейн произнес на дискуссии в Голливуде в сентябре 1930 года.
«Мне хочется пропеть гимн сильной, мужественной, активной вертикальной
композиции!» — говорил он. Эйзенштейном была выдвинута идея «динамического
квадрата» — экрана с меняющимися пропорциями, который мог бы «охватить все
множество существующих в мире выразительных прямоугольников».
Понять
кинематографистов, которым «тесно» в рамках кадра, можно. B самом деле, если речь идет о
бескрайних просторах тундры или пустыни, то тут более уместна композиция,
растянутая по горизонтали: подчеркнет обстановку., з которой оказался герой. A если человеку предстоит тяжкая
дорога вверх по скалистым тропам и горным ледникам — тогда максимально
суженное и вытянутое по вертикали изображение будет более выразительным.
Предыдущая Следующая