Предыдущая Следующая
Профессор А. Д.
Головня называл этот творческий акт кадрированием. Это очень важный момент
киносъемки. Кадрируя, кинооператор выстраивает ту композиционную конструкцию,
которую увидит зритель. Скомпоновав изображение, режиссер и оператор ставят
себя в положение людей, действия которых можно анализировать и решать —
правильны они или нет. Такая оценка не делается явно, зритель не специалист-киновед,
но, глядя на экран, он невольно ищет логические обоснования и гармонические
закономерности композиции. То, на что он мог не обратить внимания в обычных
условиях, обрамленное рамками кадра, вызывает у него определенные эстетические
комментарии.
Кинооператор
компонует изображение на плоскости, формат которой зависит от соотношения
ширины и высоты кадрового окна. Кинокадр более просторен, а следовательно, и
более емок по горизонтали. Причина этого ясна. Угол охвата пространства,
которое доступно зрению человека, по горизонтали шире, чем по вертикали, и
параметры кадра это учитывают. Кинокадр в обычной системе звукового кино — это
прямоугольник с соотношением сторон 1:1,37. История этого числа уходит почти на
сто лет в прошлое, когда в знаменитой лаборатории Томаса Альва Эдиссона его
сотрудник Уильям Диксон работал над «кинетофонографом». Ширина кадриков, снятых
Диксоном, составляла 1 дюйм, а высота — V4 дюйма. Это соотношение 1:1,33 и
было одобрено Эдиссоном. Почему произошло именно так? Ответить трудно. Ho исследователи говорят, что
такой формат изображения, случайно или специально выбранный для немого кинематографа,
совпадает с форматом многих живописных картин. C появлением звукового кино на экране потребовалось
показывать людей, ведущих диалог. Скомпоновать такую комбинацию при формате
1:1,33 сложно. Это учли и горизонталь увеличили по отношению к вертикали до
1:1,37. Большего на обычной пленке получить не удалось.
B пятидесятые годы к радости
зрителей появился новый вид кинематографического зрелища — «Синерама»,
огромный экран которой с форматом 1:2,6 заполнял почти все доле зрения
человека, сидящего в зале. Фильмы «Синерамы» (в советском кинематографе она называлась
« Кинопанорама ») снимались специальными камерами, которые фиксировали
изображение сразу на три пленки через три объектива, охватывающие по
горизонтали 146°.
Предыдущая Следующая