Предыдущая Следующая
В. Г. Перов.
Охотники на привале
Действие замкнуто
внутри картинной плоскости и не нуждается в дополнениях. Такая композиция
называется закрытой.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
КОМПОЗИЦИИ КАДРА
Границы. Формат.
Центр
Художники - живописцы
всегда уделяли самое серьезное внимание размерам, форме и границам своих
полотен. Они выяснили, что границы картины — «рама», как они говорили, тесно
связаны с композицией и создают впечатление, которое искусствоведы назвали
антиципацией. Этот термин обозначает предвосхищение, предугадывание того, что
внутри картинной плоскости обязательно произойдет что- то значительное,
достойное внимания зрителя, и возникнет иллюзия пространства, уходящего вдаль.
Это вполне
справедливо и для кинематографа. Включая в кадр определенный участок
окружающего мира, кинооператор совершает творческий акт: он заставляет людей,
сидящих в зале, смотреть на выбранный им объект — и это первая фаза той самой
системы управления, о которой уже шла речь.
— A почему, глядя вокруг, мы не
задумываемся над характером тех «композиций», в которые складывается
окружающая действительность? — мог спросить художник палеолита. — Если это не
занимает нас в жизни, то не все ли равно, какой будет композиция кадра?
— Это
происходит потому, что в жизни у нас нет такого понятия, как границы кадра, —
сказали бы мы. — Человек при повседневном общении смотрит на то, что его
интересует в данный момент, и не обращает внимания на остальные детали,
присутствующие в поле зрения. A на картинной плоскости кинокадра
окружающий нас мир выглядит по-другому. И дело не в том, что в жизни мы видим
реальную действительность, а в кино — только ее модель, не в том, что бинокулярное
зрение человека дает стереоскопический эффект, а в кино изображение плоское.
Речь идет о другом.
Ограничив поле зрения
рамками кадра, кинооператор берет на себя обязательство расположить в нем не
случайные, маловажные детали, а что-то значительное — иначе зачем было выделять
этот участок из всего остального пространства?!
Предыдущая Следующая