Предыдущая Следующая
Иногда неопытный
кинооператор включает в кадр детали, отвлекающие внимание зрителя (кадр 1).
Портрет мальчика, жизненно достоверный, удачно скомпонованный, получился менее
выразительным из-за того, что на переднем плане оказалось бесформенное светлое
пятно, которое в динамике кинокадра мешает цельности впечатления.
Кадр 1
— Ho если зритель увлечен действием
и его очень интересует то, что происходит на экране, он все равно будет следить
за главным объектом и его не собьют с толку никакие пятна! — мог запротестовать
пещерный художник.
B какой-то степени он был бы прав.
Увлеченный зритель может не придать особенного значения посторонним деталям,
появившимся в кадре. Ho если кинооператор допускает
просчеты — пускай даже самые мелкие, — он все равно демонстрирует снижение
профессионализма. Такие изобразительные огрехи, если их сопоставить с ораторским
мастерством, похожи на употребление слов «так сказать», «значит», «вот»,
которые, не имея самостоятельного значения и ничего не выражая, только засоряют
речь говорящего человека. Приносят ли вред эти «слова-паразиты»?
Это зависит от точки
зрения слушателя. Культурного человека они могут раздражать, отвлекая его,
внушая ему отрицательные эмоции. Малограмотный слушатель может их не заметить
вовсе. Ho ведь он не разберется и в
основных положениях, высказанных оратором так, как это сделает высоко эрудированная
аудитория. B сущности, то же самое происходит
и в зале кинотеатра, когда те зрители, которые знают тонкости киноязыка и
разбираются в его изобразительных приемах, усваивают авторскую мысль гораздо
лучше неподготовленной аудитории. И, конечно, таким людям сразу заметны операторские
ошибки, мешающие воспринимать главное действие. Форма и содержание взаимо влияют
друг на друга, и если сделана какая-то изобразительная ошибка, она неминуемо
влияет на наше отношение к содержанию кинокадра.
Предыдущая Следующая