Предыдущая Следующая
Какую
же роль играет цвет в композиции кинокадра? Относятся ли закономерности,
принятые черно-белым кинематографом, к цветному? В основном да. Конечно, с
некоторыми дополнениями. Так же как и общие композиционные принципы станковой
живописи обогащаются кинематографом, использующим динамику изображения, так и
цветное кино, беря за основу общие положения кинокомпозиции, дополняет их
присутствием цвета.
Прежде
всего это относится к общей цветотональной стилистике изобразительного ряда,
которая зависит от авторской трактовки сюжета.
Если
черно-белые кадры могут быть выдержаны в светлой или темной тональности и это
придает событиям определенный эмоциональный характер, то, используя цвет,
кинооператор может снять эпизод в "теплой" или "холодной"
колористической гамме, и это тоже будет вызывать у зрителя ответную реакцию,
которую можно предвидеть.
Несмотря
на кажущуюся условность такой терминологии, она имеет глубинный смысл, и
причину появления этих наименований понять нетрудно. Эти термины сложились на
протяжении жизненного опыта человечества. Солнечные лучи, несущие тепло и свет,
или языки пламени, или цвет нашей крови – все это для нас "теплая",
красно-оранжевая часть спектра. А голубизна льда, или зеленоватая бледность
мертвой плоти, или негреющий свет луны – это для нас " холодные"
тона. И, конечно, перенесенные на экран, эти цвета дают дополнительную
эмоциональную окраску происходящему действию.
В
качестве примера вспомним один кадр из фильма "Прощай, Гюльсары",
снятый кинооператором С. Урусевским, – кадр, рассказывающий о последнем
расставании хозяина со старым конем. Это конец их совместной борьбы с
невзгодами, конец скупых радостей, конец жизненного пути.
Конь
дан силуэтом на фоне холодного ночного неба. Так он смотрится выразительнее,
потому что зрителя не отвлекают показом отдельных деталей – только усилия
героев и их движение интересуют художника. Но главное в этом эпизоде –
колористическое решение. Холодная, мрачная гамма цветовых тонов подчеркивает
трагизм ситуации. Сергей Павлович Урусевский по первоначальному образованию был
художником-живописцем, и он очень чутко понимал и использовал возможности цвета.
Предыдущая Следующая