Предыдущая Следующая
В
советском кинематографе первым опытом введения цвета в экранный образ было
неожиданное решение С. М. Эйзенштейна расцветить флаг, поднятый восставшими
моряками на броненосце "Потемкин". Фильм "Броненосец
"Потемкин", как известно, был черно-белым, и флаг аккуратно
раскрасили от руки. Очевидцы первого просмотра, который проходил в Большом
театре на торжественном заседании, рассказывали, какое ошеломляющее впечатление
произвел на зрителей этот кадр именно потому, что красный цвет не просто
придавал жизнепо-добие полотнищу, поднятому на мачте, – цвет выразил идею, стал
проводником мысли и чувств авторов.
Эйзенштейну
принадлежит и другое, ставшее хрестоматийным применение цвета в черно-белом
фильме. Во второй серии "Ивана Грозного" есть эпизод, получивший название
"Пляска опричников". Это своеобразный эмоциональный взрыв в
изобразительной ткани фильма, который в некоторой степени сходен с историей о
"Потемкинском флаге". Но здесь цвет – выражение яростного насилия! Он
врывается в черно-белый изобразительный ряд фильма как вспышка буйной стихии, и
это соответствует внутренней сути опричнины. Красные, багровые пятна мечутся по
экрану, символизируя и реки пролитой крови, и ту бессмысленную, безудержную
злобу людей, о которых мы могли бы образно сказать "у них глаза налиты
кровью". Красный цвет в этом эпизоде предельно активен, и его появление в
структуре черно-белого фильма стало событием в истории мирового кинематографа.
В
цветоведении есть понятие "цветового контраста". По аналогии с
контрастом ахроматических тонов это сочетание двух разноокрашен-ных объектов,
поставленных рядом. Здесь главную роль играет различие цветовых пятен по
спектральным характеристикам. Предмет, освещенный "теплым" цветовым
потоком, будет более активен на " холодном" фоне, и наоборот. Сочетание
цве тов, близко расположенных в спектре, будет сглаживать их визуальное
воздействие на зрителя. Компонуя цветной кадр, кинооператор учитывает эти
обстоятельства.
Предыдущая Следующая