Предыдущая Следующая
"Картина,
к сожалению, цветная, что, на мой взгляд, противопоказано военным фильмам,
потому что война для воевавших не имела цвета. Помню, я увидел голубое небо,
почки на деревьях и зеленеющую траву лишь тогда, когда раненым отошел от
"передка" на расстояние не менее трех-четырех километров, А потому
яркая зелень поля и леса, освещенная солнцем глина окопных брустверов придают
некоторую декоративность переднему краю, который запомнился мне в каких-то
сумеречных, серых тонах".
И,
не желая быть категоричным, Вячеслав Кондратьев добавляет:
"Но
это мое личное восприятие, возможно, другие видели войну и не так,. А может,
режиссер хотел противопоставить красоту русского пейзажа, на фоне которого все
и происходит, страшной и уродливой работе войны?"
Эти
воспоминания бывшего солдата пехоты – своеобразная авторская оценка реальности,
а значит, это та система образности, которая дает нам возможность передавать
свои мысли и ощущения другим людям, и делать это е наибольшей выразительностью,
И мы легко найдем аналогию словам писателя в таких фразах, как "потемнело
в глазах" или "видеть все в мрачном свете". Что это, как не та
образность, которая помогает нам выражать сложнейшие оттенки нашего душевного,
состояния?!
В
одном из документальных фильмов автора-оператора И. Галина, снимавшего свою
ленту во время войны Вьетнама за независимость, был кадр, который начинался
цветным (как и весь фильм), а потом постепенно переходил в черно-белый. Это был
крупный план бойца, ведущего огонь по самолету врага, причем лицо зенитчика и
фон постепенно теряли естественную окраску – и изображение становилось
черно-белым. Грохот боя при этом нарастал и в таком звуко-зрительном сплаве
этот длинный кадр, теряющий цветность, с предельной экспрессией передавал
огромное напряжение боя. В данном случае кинооператор И. Галин нашел авторское
решение, которое в чем-то перекликается с воспоминаниями писателя В.
Кондратьева о войне.
Предыдущая Следующая