Предыдущая Следующая
Логическая
стройность композиции, ясность сюжетного центра – это непременные условия для
выразительной остановки действия. Рыхлая и запутанная композиционная
конструкция с обилием второстепенных деталей не позволит найти в ней четкую
изобразительную основу, выделив которую можно создать впечатляющий зрительный
образ.
–
Не стоит резко делить творческие приемы на "режиссерские" и
"операторские", – сказали бы мы пещерному художнику. – У нас уже шла
речь о том, что изобразительный ряд фильма – это тесное, неразрывное единство
содержания и формы. И поэтому режиссер с кинооператором должны работать в таком
тесном содружестве, что иногда трудно различить, где кончается режиссура и
начинается операторское мастерство. И наоборот.
Казалось
бы, съёмочных приемов не так уж много и перечислить их просто.
Это
– выбор съёмочной точки.
Применение
различной оптики.
Перемещение
кинокамеры во время съёмки.
Изменение
частоты кадросмен.
Работа
над свето- и цветотональным характером изображения.
Вот,
в сущности, и все. Не сковывает ли это творческую мысль? Ведь все эти приемы
давным-давно известны кинематографистам и применяются уже много лет? Не
получается ли, что кинооператоры просто повторяют то, что уже найдено и
опубликовано другими кинооператорами?
Технология
выполнения приемов действительно одинакова во всех случаях, но не она важна в
творческом процессе. Ведь кинематографист каждый раз рассказывает о новых
людях, об уникальных событиях из их жизни, о разных человеческих характерах, и
это делает каждую съёмку непохожей на другую.
В
Москве на Красной площади стоит храм Василия Блаженного. В "Популярной
художественной энциклопедии" о нем сказано: "В. Б. отличается
необычайной живописностью и разнообразием архит. форм, а богатство и
красочность декор, элементов придают ему сказочную нарядность". Вот уже
более четырехсот лет люди удивляются мастерству зодчих Бармы и Постника, под
руководством которых строился храм, а сложили его всего-навсего из 18 видов
унифицированных кирпичей и каменных деталей. При первом взгляде кажется, что он
заключает в себе множество архитектурных форм, но внимательный взгляд различит:
русские мастера воспользовались лишь двумя архитектурными мотивами: формой
восьмерика, которая определяет основные объемы, и полукружием, представленным в
виде различных арок, оконных проемов и декоративных кокошников. Все сооружение
составлено из десяти различных храмов, каждый из которых симметричен, однако
весь собор как целое построен без всякой симметрии…
Предыдущая Следующая