Предыдущая Следующая
Стоп-кадр
показывает момент жизни вне временных координат. В фотографии мы воспринимаем
статику как должное. А в динамической киномодели внешнего мира, которую дает
кинематограф, статика выглядит абсолютно чужеродно. Остановка движения нарушает
принцип кинематографа вообще, и, вполне естественно, это привлекает внимание
зрителя и ведет к тому, что прием оказывается очень эмоциональным и емким по
смыслу.
Кадр
86 дает возможность увидеть финиширующую спортсменку на стоп-кадре в момент
наивысшего напряжения, в мгновение, которое как в реальной жизни, так и при
обычной киносъёмке прошло бы не замеченным в силу своей кратковременности.
Кроме того, этот момент был бы утерян для зрителя и потому, что его заслонили
бы впечатления от последующего действия.
Кадр 86
В
реальной жизни изображенная на стоп-кадре фаза соревнований не может быть
подвергнута подробному зрительскому анализу, а между тем именно она венчает и
долгий, тяжкий период тренировок, и нервное напряжение предстартовой лихорадки,
и динамичную борьбу участниц на трассе. Это тот момент, когда цель достигнута,
но еще не настало осознание победы, еще не нахлынуло чувство облегчения и не
пришло радостное возбуждение оттого, что долгожданный рубеж преодолен!
Остановленный на экране миг – это водораздел между двумя эмоциями, двумя
состояниями счастливого победителя, и увидеть, оценить его полностью можно
только при помощи стоп-кадра – своеобразного творческого приема, придуманного
кинематографистами.
–
Но ведь это творческий прием режиссера, а не кинооператора, – мог сказать
предок. – Стоп-кадр задумывается режиссером, и его печатают на специальной
трюкмашине, где можно остановить пленку и повторить нужную фазу столько раз,
сколько хочешь…
–
Да, – согласились бы мы. – Но заготовку для стоп-кадра делает кинооператор. Он
должен выбрать и снять тот план, который потом станет основой для оформления
режиссерского замысла.
Предыдущая Следующая