Предыдущая Следующая
Все
изобразительные доводы фотоснимка предъявляются зрителю сразу, дополнительных
резервов у фотоотпечатка нет.
Кинокадр
действует на аудиторию иначе. Динамичное изображение дает изменяющуюся
информацию, и по мере изменения внутрикадрового действия меняются зрительские
впечатления и оценки.
Но
иногда кинематограф "вспоминает" принцип своей прародительницы
фотографии и останавливает действие, полностью отказываясь от динамики. Тогда
на экране возникает стоп-кадр.
Изображение,
полученное стоп-кадром, и фотоснимок – не одно и то же, У двух внешне
одинаковых статичных композиций трактовка действительности принципиально различна.
Если фотография – это статичное изображение, которое лишь напоминает зрителю о
динамике реальных жизненных процессов, то стоп-кадр – это, наоборот,
сознательный отказ от динамики и акцент на одной из ее фаз.
–
А зачем умышленно обеднять форму? – мог с полным правом спросить нас низколобый
предок. – Зачем возвращаться к тому, от чего кино ушло почти сто лет назад?
Ведь, теряя динамику, мы потеряем главное качество кинематографического
изображения?
Замечание
резонное, И нам пришлось бы объяснить пещерному коллеге, что фотоснимок – это
миг, выделенный из потока жизни, изолированный во времени от прошлого и
будущего, зритель может лишь домыслить это прошлое и будущее самостоятельно. А
каждый кинокадр имеет предысторию, которая известна зрительному залу.
Своеобразие
стоп-кадра заключается в том, что статика не является самостоятельным
компонентом киноизображения, и выступает как результат какого-либо действия и
находится с ним в неразрывном единстве. Обе составляющих взаимно дополняют друг
друга, представляя единое целое.
Стоп-кадр
действует не своим непосредственным содержанием, которое само по себе может
оказаться живописным; он заставляет зрителя острее ощутить все, что
предшествовало ему.
Стоп-кадр
нельзя рассматривать как отдельную композицию, потому что он по своей сути
является итогом определенного процесса, завершая который предлагает осмыслить и
оценить комплекс предварительных сведений, уже полученных зрителем с экрана.
Предыдущая Следующая