Предыдущая Следующая
–
Вы намекаете на то, что дело не в количестве кинооператорских приемов, а в том,
как и для чего они будут применяться? – сказал бы пещерный художник, выслушав
нас.
–
Правильно, – подтвердили бы мы. – И тогда можно не опасаться никаких
стандартов.
–
Но если я все-таки придумаю какой-нибудь новый прием? – мог сказать предок. –
Если, например, я сниму что-то, перевернув камеру вверх ногами? Как вы к этому
отнесетесь?
–
Можно, – согласились бы мы. – Но смотря для чего это будет сделано. Кстати,
композиция такого рода нам знакома. Это был кадр из кинофильма "Баллада о
солдате" режиссера Г. Чухрая. Герой фильма, совсем юный солдат Великой
Отечественной войны Алеша Скворцов, рассказывал о своем поединке с вражеским
танком. Бой шел в чистом поле, и грозная машина, грохоча гусеницами,
надвигалась на мальчика в военной форме, гналась за ним, и казалось, что
настали последние минуты его жизни… И вот здесь операторы Э. Савельева и В.
Николаев, снимавшие этот фильм, перевернули киноаппарат и земля будто
вздыбилась, оказавшись вместе с танком над головой Алеши.
Почему
эта композиция не воспринималась зрителями как нелепость? Потому что в ней чувствовался
тот страх молоденького бойца, который ему пришлось преодолеть, чтобы победить!
Есть
такие образные выражения "земля встала дыбом" или "все
перевернулось вверх дном"… и именно такой образ появился на экране.
Операторский прием помог показать не реальное происшествие, а внутреннее
состояние героя фильма. А если бы эта же композиция была использована для
показа самой обычной бытовой сцены, кадр выглядел бы абсурдом.
–
А какое отношение к композиции кадра имеет эта тема? – мог спросить нас
пещерный художник. – Ведь мы говорили о композиции, а сейчас о ней забыли?
–
Ничуть! – сказали бы мы. – Ведь в результате использования приема кинооператор
показывает нам какую-то ситуацию, выявляет взаимодействие объектов съёмки. Это
так?
Предыдущая Следующая