Предыдущая Следующая
Кстати,
эта оптика позволяет снимать планы, которые служат переходом к новой теме.
Обычно это показ детали, после которой следует отъезд. Вариант подобного
решения – кадр 85.
Кадр 85
Представим
себе, что снят эпизод, посвященный нелегкому труду оленеводов. Тундра. Стадо.
Бригада на кочевке. После этого нужно перейти к следующему эпизоду в походной
яранге, где бригадир даст интервью. Съёмку монтажного перехода можно выполнить
так: после кадров, снятых в стаде, крупно – во весь экран – рука бригадира с
блюдцем и струя горячего чая. Камера отъезжает, и перед зрителями – бригадир,
сидящий в тепле походного жилища. Теперь можно поговорить о жизни и проблемах
оленеводов… В сущности, наезды и отъезды, снятые при помощи оптики с переменным
фокусным расстоянием, – это внутрикадровый монтаж, выполненный кинооператором
во время съёмки. Зритель активно участвует в этом процессе, наблюдая, как у
него на глазах возникают и распадаются различные композиционные построения…
–
Не стоит сейчас затрагивать проблемы монтажа, – мог запротестовать наш косматый
художник. – Это очень сложная тема. Поговорим о монтаже потом, в специальной
главе?
–
Хорошо. Поговорим, – согласились бы мы.
"Резиновое" время
Как
правило, кинооператор стремится создать картину окружающего мира с максимальным
правдоподобием. Но бывают исключения. Иногда кинематографисты умышленно
завышают или занижают скорость съёмки, и это сразу меняет характер
происходивших событий. Экранное время, а значит, и действие, которое
происходило во времени и в пространстве, приобретают иные показатели по
сравнению с теми, которые фиксировала кинокамера. Эффект движения ускоряется
или замедляется. Это происходит потому, что кинооператор может совершить
"чудо" – изменить течение времени. Только на киноэкране возможно
увидеть "растянутое" или "сплющенное" время, а также
событие, которое развивается от настоящего к прошлому, – для этого достаточно
пустить мотор кинокамеры в обратном направлении.
Предыдущая Следующая