Предыдущая Следующая
Проекция
изображения на экран происходит с частотой 24 кадра в секунду. Поэтому если
кинооператор вел съёмку движущегося объекта со скоростью 48 кадров в секунду,
то на экране объект пройдет за секунду лишь половину пути, проделанного в
действительности, и скорость движения замедлится вдвое. А если съёмка велась со
скоростью 12 кадров в секунду, то объект на экране будет двигаться в два раза
быстрее, чем это было в жизни (рис. 24).
Рис. 24
–
А зачем это нужно? – Мог спросить пещерный художник. Никто не поверит в
правдивость такого зрелища!
–
Правдивость не стоит понимать буквально. Ведь у нас уже шел разговор о том, что
искусство не копирует факты, а вскрывает их суть и дает им авторскую оценку,
–
Ну и что же мы вскроем, исказив характер реального движения? – мог спросить
предок.
…На
берег выкатываются гребни волн. Водяной вал встает во весь рост, закручивает
свою вершину, надвигается на нас и вдруг с грохотом обрушивается на прибрежную
гальку и тянет, тянет к нашим ногам длинные пенные языки. Обессилев, они тащат
назад мелкие камешки и уходят под основание следующей водяной горы…
Если
кинооператор снял такой кадр, вдвое увеличив скорость движения пленки в камере,
что получится на экране? Что увидит зритель?
–
По-моему, он увидит, что волны идут вдвое медленнее, чем на самом деле. Только
и всего, – мог ответить пещерный художник.
–
Да, вдвое медленнее, – подтвердили бы мы. – Но это не все. Ведь человеку свойственно
воспринимать любую информацию эмоционально, и, увидев такую необычную картину,
зритель не будет подсчитывать, во сколько раз медленнее катятся волны прибоя, а
подумает о вечности природы, о красоте окружающего нас мира… И если бы нужно
было снять кинокадры для иллюстрации отрывка из стихотворения Александра
Сергеевича Пушкина "К морю":
"Прощай,
свободная стихия!
В
последний раз передо мной
Ты
катишь волны голубые
И
блещешь гордою красой…"
Предыдущая Следующая