Предыдущая Следующая
–
Все, – сказал бы пещерный коллега, закончив съёмку. – А теперь можно приклеить
титр: "Конец фильма".
–
Молодец! – сказали бы мы, – Талант – всегда талант!
–
А скажите, – мог спросить предок. – Правильно ли, что в конце снятого сюжета я
наехал на ли кующего героя? Ведь это финал, и, может быть, нужно было сделать
отъезд?
–
Дорогой коллега. В суждениях о произведении искусства не стоит говорить
"нужно было", лучше сказать "можно было" ! Ведь все всегда
зависит от замысла. Если возникло желание усилить образ героя, то хорош наезд.
А если автор решил, что главную роль сыграл дружный коллектив, то кинооператор
мог начать отъезд, чтобы в конце фильма в кадре оказались все охотники, туша
поверженного мамонта и широкий доисторический пейзаж. А потом титр:
"Конец".
–
Понял, – подтвердил бы предок. – Но, знаете, где-то я уже не раз видел что-то
подобное… Не шаблонное ли это решение?
–
Можно придумать и другой финал, – предложили бы мы, – Подумайте над этим,
дорогой коллега…
Оптика
с переменным фокусным расстоянием позволяет кинооператору выстраивать
композицию кадра непосредственно во время съёмки. Смещение кадровых границ,
изменение масштаба, выявление центра формируется на глазах у зрителя, активно
вовлекая его в творческий процесс. Поэтому и наезды и отъезды дают возможность
действенно влиять на реакцию аудитории.
Обращаясь
к приему, кинооператор выбирает материал, который может сказать о сути
происходящего действия. В этих случаях прием оказывается действенным и
эмоциональным.
Есть
ли, например, повод для совершения наезда в уже знакомой нам ситуации,
приведенной в кадре 53? Есть, и не один. Кинооператор может "наехать"
на лицо женщины, стоящей у памятника, на ее медали, на цветы, лежащие на
обелиске, на дату, выбитую на каменной плите. Это те детали, о которых у нас
уже шла речь. Любой из таких наездов скажет о сути происходящего события.
Опытный кинооператор снял бы на этом объекте два-три плана с наездом, так как
предсказать заранее, какой из них окажется наиболее удачным и будет поставлен в
монтажный ряд, подчас очень сложно.
Предыдущая Следующая