Предыдущая Следующая
–
Надо снять еще один план, – посоветовали бы мы. – Не дубль, в точности
повторяющий все, что уже есть, этого делать никогда не следует, а вариант с
небольшими изменениями. Так делают все опытные документалисты. Ведь на съёмке
трудно предугадать будущие монтажные сочетания, и запас вариантов не помешает.
Кадр
снова начинается с крупных стеблей травы. Объектив установлен на фокусное
расстояние, равное 240 миллиметрам. Камера медленно (опять медленно, но
несколько в другом темпе) отъезжает до общего плана, и одновременно начинается
панорама. Это обзорная панорама, которую мы ведем при фокусном расстоянии
объектива 12 мм. Когда вдали показались мамонты, мы перестаем панорамировать и
медленно (опять медленно!) наезжаем на пасущихся животных, чтобы в конце
панорамы укрупнить стадо. Вариант снят.
–
Спасибо за творческую консультацию. Совет дельный, – мог сказать предок. – А
теперь я сниму с наездами два-три плана своих ребят во время охоты.
Спрятавшись
за ветвями низкорослого кустарника, три охотника внимательно следят за
мамонтами. Камера наезжает на одного из них. Из-под клочковатых бровей сверкают
охотничьим азартом глаза. Оскалены белые зубы. Раздуваются и без того широкие
ноздри. Камера наехала, и следует долгая статика. Долгая потому, что, когда
человек ждет, время для него тянется дольше обычного.
Еще
один план. Лицо с прищуренными глазами, потом камера панорамирует вниз, на
руку, держащую копье. Пальцы нервно подрагивают. Камера наезжает на кулак,
судорожно вцепившийся в древко.
–
Молодец! – сказали бы мы.
–
Всю охоту я сниму репортажно, а вот финальный кадр сделаю снова с наездом, –
сообщил бы предок.
–
Молодец! – снова сказали бы мы.
–
В финальном кадре на экране – вождь, который руководил удачной охотой.
Ракурсная съёмка подчеркивает торжественный момент. Вождь потрясает копьем,
вопит что-то на своем первобытном языке. Наш пещерный коллега делает динамичный
наезд до крупного плана, и на экране сияет счастливое лицо победителя.
Предыдущая Следующая