Предыдущая Следующая
Первой
попыткой "раскрепостить" камеру и динамикой съёмочной точки выразить
оценку происходящего действия было панорамирование. Съёмка с движения –
следующий шаг к овладению возможностями динамической киносъёмки. Камера
перестала быть пассивным свидетелем происходящего, она не только присутствует
при событии, она участвует в нем! Ведь съёмка с движения имитирует реальные
действия, которые совершает человек, когда приближается к объектам или
удаляется от них и видит окружающий мир, перемещаясь в пространстве.
Изображение такого рода воспринимается очень своеобразно. Бели, например, герои
идут по узкой горной тропе, то зритель будто "идет" вместе с ними. А
если они торопятся и бегут, то и зритель вдруг ощущает, что он
"торопится" и вбежит" (рис. 22). У человека, сидящего в
кинозале, возникает чувство, которое киноведы называют "эффектом
присутствия" или "эффектом участия".
Рис. 22
При
съёмке с движения камера может приближаться к объекту, удаляться от него и
двигаться мимо него или вместе с ним. В зависимости от характера движения прием
называется "наездом", "отъездом" или "проездом"
(последний иногда называют "динамическим панорамированием").
Наезд
камеры, как и реальное приближение к объекту, вызывается желанием увидеть его
крупнее и получить более подробные сведения о нем. Направление движения при
этом совпадает с направлением оптической оси объектива.
Отъезд
имеет противоположный смысл. Он как бы прекращает связь с объектом, завершает
рассказ о событии, переключает внимание зрителя с конкретной детали на то, что
ее окружает.
Проезд
– это съёмка, при которой направление движения камеры и направление оптической
оси объектива не совпадают. При проезде объект виден с разных позиций, которые
занимает камера.
Главные
характеристики этих приемов – траектория и темп движения съёмочной точки.
Предыдущая Следующая