Предыдущая Следующая
Кадр 78
Кадр 79
Когда
мы слышим эту фразу, звучащую с экрана сегодня, мы невольно вспоминаем
последующую историю Ленинграда, дни Великой Отечественной войны, и кадр, снятый
в тридцатые годы, приобретает символическое звучание!
Выбирая
ракурсные съёмочные точки, кинооператор не должен забывать о конкретных
обстоятельствах, об индивидуальных особенностях объекта съёмки, которые могут
соответствовать авторскому замыслу, а могут и противостоять ему. Так, например,
показывая людей в ракурсе, следует особенно внимательно следить за тем, как в
данных обстоятельствах выглядит герой, не деформируется ли его фигура или лицо.
Сравнивая кадры 80, а и б, можно заметить, что в первом случае герой снят по
классической схеме, повторяющей ракурс из финальной сцены фильма
"Мать", и действительно выглядит вполне торжественно. Но портрет
бывшего моряка явно неудачен. В центре картинной плоскости оказались подбородок
и шея пожилого человека, и на эти натуралистические детали зритель обратит внимание
в первую очередь. Кроме того, в известной степени потерялось ощущение
торжественности момента оттого, что в ракурсном кадре исчез фон, создающий
определенное эмоциональное настроение.
Кадр 80, а
Кадр 80, б
С
помощью ракурсной позиции кинокамеры можно решать различные творческие задачи.
Но в любом случае ракурс становится сильным и действенным средством только
тогда, когда кинооператор применяет этот прием, чувствуя необходимость
высказать свое отношение к объекту съёмки и имея для этого достаточные
основания.
Переместимся в пространстве!
"Окно
в мир" – говорили о кинохронике, когда утверждалось новое искусство
кинематографа. "Кинокамера смотрит в мир" – такая публицистическая
передача есть на телевидении сегодня. Эти названия обозначают, что зритель
становится свидетелем событий, которые " увидел" объектив
киноаппарата.
Было
время, когда такие съёмки велись громоздкими стационарными камерами и
обязательно со штатива. При неподвижной кинокамере динамика изображаемой жизни
и статика съёмочной точки входят в противоречие, подчеркивая отчужденность
зрителя от экранного действия. Зритель оказывается в позиции постороннего
наблюдателя, он " свидетель", и не больше. Между тем съёмочная группа
всегда ставит себе задачу увлечь зрителя, чтобы он относился к происходящему на
экране так, будто действие происходит сию секунду и касается его лично. Для
этого кинооператор строит выразительную композицию, старается выразительно
осветить объект, ищет выразительный съёмочный прием. Один из операторских
приемов, активно действующий на кинозрителя, – съёмка с движения.
Предыдущая Следующая