Предыдущая Следующая
Горестный.
Поверженный. Удрученный… Как снять героя, которому адресованы такие эпитеты?
Очевидно, эти определения могут быть выражены съёмкой с верхней точки.
Кадр
75 – своеобразное доказательство связи физического действия и духовного
состояния человека. Оба – и победитель и побежденный – красноречиво
свидетельствуют, как выглядит человек, испытывающий положительные или
отрицательные эмоции. И кинооператор сделал бы правильно, если бы, работая над
этим эпизодом, снял крупные планы спортсменов, показав их в ракурсе: победителя
с нижней точки, а побежденного – с верхней. И это вовсе не шаблонное решение.
Позы героев – это внешнее проявление их чувств, их настроения, и это может быть
подчеркнуто ракурсной позицией камеры.
Кадр 75
Применение
ракурсных съёмок для психологической характеристики персонажей очень ярко
проявилось в творчестве замечательного советского кинооператора А. Д. Головни –
одного из основателей советской кинооператорской школы. В фильме
"Мать", ставшем классикой мирового кинематографа (режиссер В.
Пудовкин), был создан изобразительный образ главной героини Ниловны, которая в
начале своего гражданского становления была снята с верхней точки, что
подчеркивало ее забитость, приниженность, покорность судьбе (кадр 76).
Кадр 76
И
лишь в финале картины, когда Ниловна идет со знаменем в первых рядах
демонстрантов, оператор снял ее с нижней точки, чтобы усилить ощущение
пробудившегося в ее душе человеческого достоинства (кадр 77).
Кадр 77
Но,
с другой стороны, в фильме "Мы из Кронштадта" (режиссер Е. Дзиган,
оператор Н. Наумов-Страж) кадры, показывающие пленных моряков, стоящих на краю
обрыва перед казнью, тоже сняты с нижней точки. Правомерно ли это? Они
потерпели поражение, а ракурс соответствует понятиям
"величественный", "непобедимый"? Но все дело в том, что,
хотя взятые в плен моряки и побеждены, они не сломлены духовно! Кстати, они
показаны в том же ракурсе, в котором снят финальный кадр фильма: на этом же
обрыве стоит балтийский моряк Артем Балашов, который отомстил за погибших
товарищей и, сбросив врагов в море, произнес пророческие слова: "А ну, кто
еще хочет на Петроград?!" (Кадры 78, 79.)
Предыдущая Следующая