Предыдущая Следующая
От
выбранной кинооператором траектории движения зависит, какие объекты попадут в
кадр и с каких позиций они будут показаны. Угол зрения объектива и траектория
движения камеры определяют всю поликомпозицию снимаемого плана, которая всегда
оказывается гораздо выразительнее, чем при съёмке со статичной точки.
Темп
движения камеры помогает не только раскрыть содержание действия, но и дает
изобразительную основу для эмоциональных оценок. Это способ передачи
настроения, возможность воздействовать и на разум и на чувства зрителя.
Конечно, деление на рациональную и эмоциональную стороны приема довольно
искусственно, но при анализе творческих методов такое деление возможно. На
самом же деле снятый с движения план представляет собой единое целое, в котором
темп неразрывно связан с композицией кадра, стилевыми особенностями
изображения, звуковым сопровождением – всем образным строем, формирующим
кинопроизведение.
Разумеется,
"медленно" или "быстро" само по себе не играет решающей
роли, но темпо-ритм появления, изменения и исчезновения изобразительной
информации влияет на характер ее восприятия зрителем.
У
человека есть устоявшиеся принципы восприятия, связанные с биологическими
ритмами, ритмами природных явлений, и мы соотносим полученную информацию с уже
приобретенным опытом. Следует учитывать это, выбирая темп для выполнения
приема. Так, например, если нужно подчеркнуть возможную опасность при появлении
в кадре какого-нибудь предмета, то наезд на этот предмет вряд ли следует
сделать быстро. Ведь приближение к нему должно выразить преодоление сомнения,
страха, естественное чувство самосохранения. Если же опасность появилась
неожиданно и кинооператор захотел передать момент внезапности (например, на
тропинке, по которой шагают беспечные туристы, появилась змея!), то, конечно,
имитируя реакцию испугавшегося человека, кинооператор сделает стремительный
наезд. И чем он будет динамичнее, тем эмоциональнее окажется не только снятый
кадр, но и весь эпизод.
Предыдущая Следующая