Предыдущая Следующая
— Конечно, да!
Ведь это обязательно добавит что-то в уже сложившуюся характеристику, —
ответили бы мы.
Более того,
неспособность или просто нежелание кинооператора искать такие точки иногда
может привести к тому, что своеобразие ситуации будет потеряно, специфика
объекта не будет раскрыта в полной мере.
B конце концов изобразительный
шаблон, штамп в показе каких-то событий потому и происходят, что авторы
фиксируют лишь то, что бросается в глаза с первого взгляда, не задумываясь об
образной характеристике явления, факта или предмета.
Ho в то же время использование
необычной точки зрения не должно быть необоснованным капризом автора. У
настоящих мастеров такой взгляд никогда не превращается в самоцель, а является
средством, с помощью которого раскрываются новые качества или свойства
объекта.
Кадр 72
Так, например, для
показа альпинистов стала привычной композиция, снятая на горном склоне (кадр
72, а). Спортсмены идут, преодолевая препятствия, и кинооператор, снявший кадр
72, б, показывает момент восхождения с необычной позиции. Желая подчеркнуть
динамику, он построил композицию, направив движение по диагонали картинной
плоскости. Ha киноэкране ботинок альпиниста
будет главным сюжетным центром, который переместится по переднему плану, а
потом по этой же композиционной линии переместится человек. Очевидно, за ним
пройдет второй, потом третий... Статичная композиция, пересеченная диагональной
линией движения, как бы раздвинет рамки кадра. Благодаря возникновению и
исчезновению человеческих фигур зритель ясно представит себе пространство,
окружающее кинокамеру, и это поможет связать снятый план с остальным
материалом. Эта живописная, выразительная композиция получилась благодаря
ракурсной точке съемки.
Ракурс — «raccoureir» — обозначает в переводе с
французского «сокращать», « укорачивать*. Эго прием, выполняя который кинооператор
направляет оптическую ось камеры под углом к вертикальным плоскостям объекта.
При этом система перспективной (центральной) проекции, о которой уже
говорилось, передает разноудаленные от объектива части предмета в разных масштабных
соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения
перспективы. Удаленные от съемочной точки детали окажутся уменьшенными,
сокращенными. Этим и объясняется название приема. Особенно заметен такой эффект
при съемке короткофокусной оптикой с близкого расстояния (рис. 21).
Предыдущая Следующая