Предыдущая Следующая
Этот вид панорам
может соединять самые различные моменты действия, которые, несмотря на
внутренние связи, имеют самостоятельное значение и развиваются порознь. Поэтому
композиции начальных и заключительных кадров панорамы могут складываться
абсолютно независимо друг от друга. Масштаб, светотеневые характеристики,
внутрикадровая динамика компонентов — эти показатели каждого плана —
могут быть самыми различными. Единственное, за чем кинооператор должен следить
очень внимательно, так это за направлением панорамирования и его согласованием
с направлением линий внутрикадрового движения и внимания действующих лиц.
Панорама-«переброска»
— яркое изобразительное средство, подчеркивающее смысловое значение и
эмоциональную сторону человеческих поступков и развивающихся событий.
Случайное применение этого приема в стилистике эпизода может привести к
нежелательному эффекту.
Внезапную
«переброску» взгляда можно уподобить резкому повышению голоса при рассказе
какой-либо истории. Совершенно очевидно, что если для такого восклицания нет
повода, то слушатели воспримут его с недоумением, и это будет единственной
реакцией на ошибку рассказчика.
Изобразительная
активность приема должна опираться на какой-либо действенный процесс,
достаточно хорошо различимый в кадре. Конечно, это не всегда бывает механическое
перемещение объектов, иногда основанием для быстрого панорамирования может
явиться внутренний драматизм ситуации. Ho в любом случае при отсутствии смыслового или
эмоционального обоснования от панорамы-«переброски» останется лишь внешний рисунок,
который сам по себе не дает желаемого результата.
Сверху
вниз и снизу вверх
Ha любой объект есть знакомые всем,
привычные точки зрения, но могут быть и такие, которые дают возможность
увидеть его с незнакомых позиций.
— A нужно ли это? Смотреть на хорошо
известные вещи с новых точек и получать необычный эффект? — с полным правом
мог спросить пещерный живописец.
Предыдущая Следующая