Предыдущая Следующая
Если у сопровождающих
и обзорных панорам начальный и конечный этапы разделены, то «переброска»,
наоборот, рассчитана на то, что зритель, увидев завершающую часть панорамы,
обязательно воспримет ее в тесной связи с началом панорамного плана.
B видоискателе камеры — спортсмены,
участвующие в соревнованиях по водному слалому (кадр 71, а). Кинооператор ведет
панораму сопровождения за байдаркой, которая внезапно переворачивается. Следует
резкая переброска камеры в сторону берега, и в конце панорамы фиксируется
крупный план спортсмена, реагирующего на неудачу товарищей (кадр 71, б).
Конечно, эти планы можно смонтировать при помощи простой монтажной склейки,
но, только «перебросив» камеру с одного объекта на другой, кинооператор
наиболее органично свяжет две ситуации — борьбу спортсменов со стихией и
реакцию их товарища на один из этапов состязания.
Крупный план
реагирующего спортсмена нерасторжимо связан с начальной фазой
панорамы-«переброски». Это наиболее документированный вариант монтажного соединения,
так как «смазка» подтверждает одновременность того, что происходит в начале и
в конце панорамы. Фактически «переброска» — это вариант своеобразного
монтажного соединения двух планов, очень убедительного и эмоционального, потому
что все развивается в пределах одного съемочного плана.
Такая концентрация
событий превращает панораму-«переброску» в микроновеллу, имеющую собственную,
мгновенно развивающуюся драматургию. Коллизия такого своеобразного
кинопроизведения всегда очевидна, его смысл угадывается легко и действует на
зрителей сразу, что делает такую панораму очень активным операторским приемом.
— A представьте себе, что я сделал
переброску с кадра 71, а на спортсмена, который смотрит не на реку, а в другую
сторону.
— Представили,
— сказали бы мы.
— Ну и что у
меня получилось? — спросил бы предок.
— Ничего
хорошего не получилось, — сказали бы мы. — Экспонированная пленка есть,
но смысла в том, что показано на экране, нет никакого. При сочетании кадров
71, а и 71, б линия движения камеры при переброске и линия внимания спортсмена,
реагирующего на момент соревнования, имеют встречные направления, и панорама
выражает взаимный контакт объектов B
случае панорамирования с кадра 71, а на крупный план спортсмена, повернувшегося
спиной к реке, сделана грубейшая ошибка. Наш пещерный коллега, сделав
панораму-«переброску», не учел, что направление взгляда героя не давало повода
соединить вместе начальную и конечную фазы панорамы. Реакция спортсмена
оказалась непонятной. Очевидной связи между двумя кадрами нет, и поэтому
энергичный по форме прием, в сущности, ничего не выразил. He позаботившись о содержании, наш
предок снял бы материал, который снижает накал событий, путает зрителя и
разрушает сюжетную ткань эпизода.
Предыдущая Следующая