Предыдущая Следующая
Ракурс — это один из
способов передать на двухмерной ограниченной плоскости бесконечность пространства.
Показывая объекты в ракурсных сокращениях, художники всех времен придавали
своим полотнам дополнительные глубинные ориентиры, выстраивали композиции,
которые говорили о вертикальных и горизонтальных протяженностях, свойственных
реальной действительности. Достаточно сравнить полотна итальянских живописцев
эпохи Возрождения «Положение во гроб» М. Караваджо и «Мертвый Христос» А.
Мантенъи, чтобы почувствовать иллюзию трехмерного пространства, которая
придает библейской истории черты реальности.
Конечно, ракурс не
меняет содержание произведения, он используется как дополнительная характеристика,
которая подчас имеет важное смысловое и эмоциональное значение. B кинематографе этот прием служит
разным целям.
1. Ракурс
выявляет положение съемочного аппарата, а стало быть, и зрителя относительно
объекта съемки и тем самым пространственно ориентирует зрителя.
2. Ракурс
раскрывает специфические признаки объекта, которые можно заметить только с
данной точки зрения.
3. Ракурс
придает объекту определенную эмоциональную окраску, являясь своеобразным
изобразительным эпитетом.
Ориентация в
пространстве — это самая очевидная роль ракурсной съемки, и она соответствует
нашей жизненной практике. Ракурсная позиция кинокамеры может подчеркнуть
впечатление, которое зритель получает, глядя на вертикальные и горизонтальные
протяженности, дать дополнительные сведения о размерах и взаимном положении
объектов, окружающих съемочную точку. B этом плане кинооператоры следуют принципам, которые
открыты и исследованы художниками-живописцами.
Интересный пример
использования ракурсной точки зрения — картина H. К. Рериха «Заморские гости». Ракурс дал
возможность выстроить диагональную композицию, которая вызывает ощущение
спокойного движения судов, скользящих из глубины пространства. Кроме того, у
зрителя появляется впечатление, что ладьи скатываются по наклонной плоскости,
и эта динамическая неуравновешенность помогает автору создать иллюзию
движения.
Предыдущая Следующая