Предыдущая Следующая
Сложность передачи
динамического фактора на двухмерной плоскости художники, как и кинооператоры,
преодолевают с помощью целого ряда приемов, соединяя их в единую систему. Так,
например, та же «Тачанка» помимо прекрасной передачи самого объекта впечатляет
еще потому, что автор обратился к диагональной композиции и применил ракурсную
точку зрения. Кони и тачанка как бы летят вниз, под обрез картины, не встречая
сопротивления.
При съемке панорамы
сопровождения, когда кинооператору важно показать не движущийся объект, а
результаты его перемещения, панорамный план строится по иным принципам:
пространство перед объектом сводится к минимуму, а последствия движения —
вспаханная борозда, вспененная вода, колея от гусеницы и т. п. — занимают большую
часть картинной плоскости, становясь сюжетным центром композиции.
Встречаются панорамы,
дающие смысловую информацию только в начале и в конце снятого плана, так как
различить что-либо на этапе панорамирования невозможно из-за стремительного
движения камеры. B этом случае вместо изображения
реальных предметов, попадающих в поле зрения объектива, на пленке фиксируется
лишь бесформенная «смазка». Этот своеобразный прием называется
панорама-«переброска». Её цель — резким движением киноаппарата, имитирующим
мгновенный перевод взгляда с одного объекта на другой, соединить две изобразительные
композиции в единую монтажную фразу (рис. 20). Внешняя живописность приема
очевидна, но план будет по-настоящему выразительным, если между начальной и
конечной фазами выявлена причинно - следственная связь, которая раскрывается в
процессе панорамирования.
Бели панорамы
сопровождения и оглядывания не всегда говорят о причинно-следственных
зависимостях, связывающих объекты съемки, то «переброска» всегда построена на
этих связях. Результативность приема в том и заключается, что зрителям
предлагается на основании внешних данных мгновенно догадаться, в чем была
причина соединения двух кадров. Это момент сотворчества, и он является тем
управлением зрительской реакцией, о котором уже шла речь и которое является
конечной целью каждого художника. Панорама- «переброска» позволяет выявить это
со всей очевидностью.
Предыдущая Следующая