Предыдущая Следующая
Рис 18
Как и при съемке
обзорных панорам, при сопровождении объектов особое внимание рекомендуется уделять
началу и окончанию панорамирования. Это очень важно при панорамах
сопровождения, снятых в условиях репортажа, так как в случае неудачи исключена
возможность сделать дубль. Начинать съемку следует до того, как объект займет
положение, нужное кинооператору. Для своего рода «страховки» применяют простой
прием обрамления панорамы статичными планами, на которых объект входит в кадр,
после чего кинооператор начинает панорамирование и постепенно уравнивает скорость
панорамы со скоростью движения объекта. Проведя панораму, следует замедлить
движение камеры, выпустить объект из кадра и зафиксировать статичный план
(рис. 19). Такой метод съемки гарантирует возможность монтажных сочетаний
панорамы с любым материалом.
Движение — процесс, и
зритель ощутит динамику с большей силой, если предстоящий отрезок пути объекта
в каждый момент панорамы будет превышать оставшийся позади. Поэтому,
панорамируя за бегуном, рвущимся к финишу, рекомендуется строить композицию
кадра так, чтобы свободное пространство оставалось перед ним, а не за его спиной.
Снимая парашютиста,
следует оставлять пустоту под его ногами, а не над куполом парашюта и т. д.
Стремление оставить
свободное пространство перед двигающимся объектом вызвано психологией восприятия
кинокадра. Бели этого не сделать, то ощущение движения в значительной степени
ослабнет. Конечно, его будут передавать детали фона, но один из главных компонентов
— пространственный — из кадра будет изъят, и это значительно снизит его
выразительность.
Аналогичные
композиции испокон веков составляли живописцы. Подсознательно зритель чувствует:
если перед движущимся предметом — граница, ему некуда двигаться. Стремительное
движение в картине М. Б. Грекова «Тачанка» великолепно передано и в
значительной мере удалось потому, что перед несущимися лошадьми художник
оставил свободный участок степи, «сдвинув» раму картины вниз.
Предыдущая Следующая