Предыдущая Следующая
Ритмика панорамы
всегда действует на зрителя, и он замечает не только скорость панорамирования,
но и траекторию движения камеры. Поэтому при съемке к каждому следующему этапу
рекомендуется переходить, соединяя движения по касательной, без четкого
окончания одного направления и начала другого (рис. 13). При горизонтальном
панорамировании, переходящем в вертикальное или идущее под углом к начальному,
не следует допускать резких ощутимых скачков. Они всегда выдают технологию
приема и мешают его органическому включению в изобразительную ткань эпизода.
Это происходит потому, что движение, явно деленное на фазы, противоречит
плавному развитию единой смысловой линии.
Панорама не
обязательно информирует зрителя о среде и вещах, с которыми герой связан в
данный момент. Иногда она комментирует эмоциональную атмосферу, которая так
или иначе касается судеб персонажей. Легко представить себе эпизод с бурными
объяснениями между двумя действующими лицами, а потом ряд панорамных планов,
снятых в экстремальных условиях: деревья, качающиеся от ветра, клокочущие
горные ручьи, камнепады на горных склонах и т. п. Панорамы с таким содержанием
не связаны с географическими координатами событий, они дают образное
толкование действия и усиливают эмоциональный эффект основной сцены.
Панорама должна
сочетаться с соседними планами не только по смыслу, но и по техническим
параметрам, обеспечивающим возможность монтажных связей панорамного плана с
остальным материалом. Поэтому съемку панорамы оглядывания рекомендуется
начинать и заканчивать статикой. Это не призыв к шаблонным решениям. Такая
технология съемки дает возможность соединить панораму с остальными планами
эпизода. Бели статика в начале панорамы не снята, то ее сложно смонтировать
со статичным планом, точно так же, как затруднен переход от движения к полной
статике. Опытный кинооператор всегда снимает панораму так, чтобы были возможны
варианты ее применения. Снятая по схеме: статика — панорамирование — статика,
панорама может быть начата или прервана на любом этапе и использована в пяти монтажных
сочетаниях (рис. 14).
Предыдущая Следующая