Предыдущая Следующая
Ho чаще встречается другой вариант
обзорной панорамы, который не предполагает непосредственной связи с конкретным
человеком. Это авторская ремарка, включенная в ткань фильма без явной связи с
героем. Ho это не значит, что панорамный
план существует сам по себе и не зависит от субъективных оценок, свойственных
персонажам фильма. Причинно-следственные зависимости, вызвавшие обращение к
панорамному плану, могут быть завуалированными, они могут возникать в связи с
воображаемыми ситуациями, но без каких-либо обоснований такие планы появляться
не могут. И перед кинооператором всегда стоит задача найти эти зависимости и
строить панорамный кадр не наобум, а зная, как и что он должен выразить.
B сущности, любая панорама в той
или иной степени повторяет траекторию заинтересованного человеческого взгляда,
и как всякое действие, она должна быть вызвана определенной причиной. Эта
причина иногда не выявлена впрямую, но всегда имеется, и панорама — всего лишь
ее следствие.
Масштаб изображения
при панорамировании зависит от той характеристики, которую автор собирается
дать объекту. Если необходимо подчеркнуть специфику среды, где происходит
действие, то, вероятно, кинооператор выберет широкий общий план. Бели нужно
передать уникальность обстановки и обратить внимание зрителя на предметный
мир, окружающий героя, то детали могут быть показаны крупным планом, вплоть до
панорамирования в масштабе макросъемки.
Темп панорамирования
зависит от того, какое отношение объект должен вызвать у героя, а стало быть,
и- у зрителя. Например, если пейзаж должен создать ощущение душевного покоя,
то совершенно очевидно, что панорама будет медленной, плавной, чтобы внутрикадровые
компоненты спокойно входили в кадр и выходили за его границы. Плавной и неторопливой
будет панорама и в том случае, если кинооператор хочет, чтобы зрители запомнили
приметы окружающей среды. И наоборот, если интерьер или предметы, которые стали
объектом панорамирования, играют негативную роль в развернутом действии и
должны вызвать ощущение тревоги, то панорама может быть неровной по ритму и по
траектории, чтобы создавать тем самым зрительный образ внутреннего
беспокойства.
Предыдущая Следующая