Предыдущая Следующая
Что же это за
действие, которое не совершал господин чиновник, проверявший паспорта у
иностранцев? «He повернув» — на языке кинооператора значит не сделав панораму».
Панорама — творческий
прием, который заключается в том, что кинооператор меняет направление оптической
оси объектива во время съемки. B сущности, это имитация нашего
взгляда, когда мы поворачиваем голову, стремясь расширить сектор обзора.
Господин чиновник не захотел расширить этот сектор. A почему? Ответ есть в той же строфе. Потому что «не
изведал никаких чувств». По нескольким строчкам стихотворения можно судить об
основных требованиях, которые предъявляются к операторскому приему, —
панорамирование как физическое действие должно иметь смысловую основу и
зависеть от эмоционального состояния героя.
B практике киносъемок существует
три вида панорам, каждой из которых свойственны свои специфические задачи. Это
панорамы:
1) оглядывания
(обзорная панорама),
2) сопровождения,
3) «переброска».
Панорама оглядывания
позволяет осмотреть пейзаж, интерьер, предмет или фигуру для того, чтобы
сведения о них были более полными. B
самом названии панорамы заключен принцип ее выполнения: камера должна оглядеть
объект съемки, увеличить возможность его обзора (рис. 12).
По сравнению со
статичным планом панорама обладает собственной внутренней драматургией. Её
развитие во времени дает возможность постепенно увеличить объем сведений,
которые, дополняя друг друга, обогащают характер изобразительной информации
съемочного плана. Возможность накапливать разнородный материал в пределах одной
поликомпозиции делает панораму очень активным приемом: зритель следит за
движением камеры, открывая для себя новые признаки, характеризующие предмет
съемки.
Кинооператор
показывает объект, учитывая его значение в судьбе героев. Эта связь может быть
прямой и очевидной — тогда панорама подается как субъективный взгляд человека в
момент его непосредственного контакта с объектом панорамирования.
Предыдущая Следующая