Предыдущая Следующая
Кадр 69
«Луч света в темном
царстве» — так назвал статью о пьесе A.
H. Островского «Гроза»
замечательный русский критик H. А. Добролюбов. Луч света — это
образ свободолюбивой и отважной Катерины, задохнувшейся в темном болоте
купеческого быта. «Из тьмы времен в светлое будущее» — это книга H. А. Рубакина, русского
просветителя, занимавшегося проблемами народного образования. «Учение — свет,
а неучение — тьма» — так говорилось в народе испокон веков. Мы воспринимаем
такие светотональные характеристики не как технические данные, а как средство
создать определенное настроение. Нетрудно представить себе, что кадр 69 не производил
бы такого тягостного впечатления, если бы был решен в светлой тональности.
Обилие теней в данном случае — точный расчет на эмоциональную трактовку
композиции кинокадра.
Конечно, все, что
зритель видит на экране, может происходить при любом освещении, в любую погоду,
и суть действия от этого не меняется. Светотональное решение кадра не может
определить смысловой характер содержания. Тональность — это камертон, который
настраивает зрителя на то или иное эмоциональное отношение к происходящему,
помогает ему понять и принять авторскую мысль. Поэтому если говорить о главном
назначении этого изобразительного приема, то это вовсе не стремление к
бездумной живописности, а средство влиять на реакцию зрительного зала.
Благодаря соотношению
светов и теней создается контраст изображения. Эго довольно широкое понятие, и
специалисты различают несколько видов контраста. Для черно-белого кинематографа
он выражается разностью оптических плотностей самой светлой и самой темной
частей позитивной пленки.
Говоря о герое, показывая
те или иные жизненные коллизии, кинооператор может заявлять свои оценки,
усиливая или ослабляя контраст изображения. Сильные светотональные перепады,
лишенные промежуточных тонов, ассоциируются у нас с жестокостью,
трагедийностью, жизненными неурядицами, катастрофами. Эго естественная реакция
нашего мышления на появление глубоких теней, на создание резких границ между
светом и тенью. И наоборот, отсутствие теней и снижение контраста до
фактического разбеливания дает возможность создавать светлую градацию,
вызывающую ощущение легкости, безмятежности, душевного покоя. Разумеется, в конечном
итоге главную роль играет непосредственное содержание эпизода, и характер
светового решения не может полностью исказить смысл происходящего действия, но
контраст изображения может оказать влияние на зрителя, и это один из способов
формирования зрительного ряда фильма.
Предыдущая Следующая