Предыдущая Следующая
— Позвольте, —
мог сказать пещерный художник. — Ведь это снято на натуре, а не в павильоне!
— Ну и что? —
возразили бы мы. — Схема освещения и в том и в другом случае строится по одному
и тому же принципу! B данном случае кинооператор
выбрал основное направление светового потока, выстроил композицию, учитывая
этот характер света. И кстати, он подсветил объект еще одним источником,
направленным от камеры, чтобы подчеркнуть этим лучом улыбку и веселые блестящие
глаза модели. Главное, что сделало всю световую конструкцию выразительной и
своеобразной, — это контровой свет.
— Солнце, —
мог поправить нас пращур.
— Да, —
согласились бы мы. — Контровые солнечные лучи, которые пронизывают темную массу
волос, создают ощущение радости, безмятежного настроения.
Кадр 68
Уберите этот
контровой прибор, и...
— Все ясно, —
подтвердил бы пращур, — без контрового солнечного луча исчез бы в какой-то
мере жизнеутверждающий момент в этой композиции. Вы это хотите сказать?
— Это. И
кстати, коллега, тут не нужен светлый фон, на котором не просматривался бы блик
от контрового света. Светлое всегда хорошо видно на темном фоне, а темное — на
светлом.
— Хороший
кадр, — сказал бы пращур. — Символ радости. Радости, что живешь на свете!
Действительно, свет
мы воспринимаем как символ жизни, радости, обновления, счастья. A тень — олицетворение упадка,
жестокости, насилия, смерти. Отчего так сложилось, понять несложно. Еще с первобытных
времен в светлое время у человека было ощущение покоя и безопасности: он мог
видеть очень далеко и уклониться от опасности или, наоборот, различить и подстеречь
добычу. Когда светило солнце, было тепло и сухо. Ho все вокруг угрожало, когда сгущалась тьма. Человек
чувствовал себя слабым и беззащитным.
Символы, на которые
мы ориентируемся, родились задолго до появления кинематографа и жили в образной
речи, в литературе.
Предыдущая Следующая