Предыдущая Следующая
Тень, которая
образуется благодаря лучам света, падающим на предмет или фигуру только с одной
стороны, называется собственной тенью. Эта тень — принадлежность самого
объекта, и ее площадь — те участки предмета, фигуры, лица, которые находятся в
поле зрения камеры. Характер перехода от света к этим теням и от них к свету
передает форму и рельеф объекта, на который упал световой луч. Иллюзия объема
тоже зависит от светового потока и собственных теней, которые являются
результатом положения осветительного прибора.
Собственная тень не
есть что-то противоположное свету. Это тот же свет, в различной степени отраженный
от объекта. Градация тонов от самого яркого до самого темного позволяет создать
образ вещи, судить о ее параметрах и качестве.
Великий флорентиец
Леонардо да Винчи говорил о задачах художника: «...а живопись несет повсюду с
собою и освещение и тень... а живописец привнесенным от себя искусством делает
их в тех местах, где их разумно сделала природа».
Природа устроила так,
что кроме собственных теней есть еще один вид теней, которые появляются из-за
того, что часть светового потока, направленного на объект, перекрывается этим
объектом.
Рис. 11
Это тень падающая.
Она тоже зависит от положения прибора и интенсивности светового луча. Ho если собственные тени
характеризуют качества и свойства объекта, то падающая тень определяет его
пространственные координаты и выявляет связи с окружающими предметами (рис.
11).
Падающая тень может
действовать в кадре самостоятельно и быть поводом для съемки наряду с главным
объектом, чьей проекцией она является. B этом ее принципиальное отличие от собственных
теней, которые неразрывно связаны с объектом. Падающая тень находится вне его
массы, и поэтому она может характеризовать объект гораздо шире, чем тени
собственные. Такие тени не только добавляют киноповествованию эмоциональную
окраску, но, в сущности, создают собственную систему образности.
Предыдущая Следующая