Предыдущая Следующая
— A цветное кино? — мог спросить
пещерный художник.
— Тут есть
своя специфика, — сказали бы мы. — Ho
свет и тени — это категории, относящиеся также и к цветному изображению.
Кинооператор
управляет светотеневыми эффектами, определяет направление световых лучей,
регулирует их интенсивность, создает систему контрастов, выбирает общую
тональность кадра, и каждый из компонентов светового решения является частью
композиции кадра. B сущности, композиция кадра —
это комбинация светов и теней.
— A что важнее: свет или тень? — мог
спросить предок.
— И свет и
тень, — ответили бы мы. — Это одно и то же. Ведь мы можем сказать, что свет
есть отсутствие тени, а тень — отсутствие света. И они вместе — это средство,
при помощи которого кинооператор изображает окружающую его реальную
действительность.
Работая нэ. натуре,
кинооператор использует естественное освещение, а в закрытых помещениях
применяет искусственные источники света, которыми освещается объект,
пространство, где находится этот объект, а также фон, на котором происходит
действие. B интерьере это делается с помощью
приборов, которые в зависимости от их назначения, делятся на источники:
1) рисующего
света,
2) заполняющего
света,
3) моделирующего
света,
4) контрового
(контурного) света,
5) фонового
света.
Рисующий сеет — это
«направленный поток световых лучей, которым создается основа эффекта освещения,
обрисовывается объемная форма фигур, рельефов и пространства объекта съемки,
производится раскладка светотени и тональных масс» — так определяют этот основной
вид света авторы книги «Фотокомпозиция» JI. П. Дыко и А. Д. Головня.
Для того чтобы
получить светотеневой рисунок с богатой градацией теней, рекомендуется
располагать рисующий прибор под углом к оптической оси объектива и выше съемочной
точки. Такое положение прибора даст пластическое изображение с ярко
выраженными объемами и фактурами фигур и предметов.
Предыдущая Следующая