Предыдущая Следующая
«...Никнет трава от
жалости, а
дерево с тоской к
земле
приклонилось ».
Чтобы выразить это,
нужно найти и снять пейзаж, который на экране выглядел бы не обычным ландшафтом,
а величественным образом, символом. Кинооператор, выбирая натуру, должен
подумать о том, в какое время дня и при каких атмосферных условиях она будет
.выглядеть так, что зритель почувствует — скорбит вся Русская земля. Скорбит
Природа!..
— A ведь это я придумал все эти
живые пейзажи, чувствующую траву, угрожающие тучи, — мог бы с полным правом
сказать косматый пращур. — Ведь это мы верили в духов, которые управляют всеми
предметами и явлениями. Нам казалось, что элементы природы живут своей жизнью,
все видят, все слышат и реагируют на окружающее. Вы слышали про такое?
— Конечно,
слышали, — ответили бы мы. — Это система верований, возникшая еще при первобытнообщинном
строе, на средней ступени дикости, и называется она — анимизм.
— Правильно, —
подтвердил бы пращур. — A вам не стыдно пользоваться
нашей системой? Придумали бы что-нибудь свое!
— Нет, нам
ничуть не стыдно, — сказали бы мы. — Ведь у нас никто не наделяет природу
сознанием. Мы используем различные признаки пейзажа, перенося на них значения
человеческих действий, эмоций. Та
кой прием усиливает
влияние кадра на аудиторию. Это одна из форм организации зрительного ряда. Пейзаж
у нас — образ, и он помогает нам сформировать образ героя. Ho это стало возможным только
тогда, когда человек научился мыслить абстрактно...
Живописный пейзаж
воспроизводят реальную или воображаемую картину природы. Голландский мастер
три столетия назад написал «Аллею в Мидделхарнисе» — симметричный ряд
деревьев, от которых веет тишиной и покоем. Композиция картины вполне кинематографична,
и легко представить себе людей, уходящих по этой дороге вдаль.
ОСВЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТА
Включить
приборы!
Все, что мы видим, мы
видим благодаря свету — электромагнитным колебаниям, которые воздействуют на
наш зрительный орган — глаза. Мы видим излучения с длиной волн от 380 до 780
миллимикрон, которые наш мозг ощущает как свет и цвет. Из всех органов чувств
человека зрение дает ему наибольшее количество сведений об окружающем мире.
Чтобы этот мир «увидела» кинокамера, фон тоже должен быть освещен. Специальная
светочувствительная пленка воспринимает лучи света, отраженные от объектов, и
на ней появляются копии предметов и фигур, которые находятся перед объективом.
Поэтому понятно, что именно свет и тень являются главным изобразительным
средством кинематографиста. Искусство кино — это искусство светотени.
Предыдущая Следующая