Предыдущая Следующая
Картины 1931–1935
гг., такие как «Будю, спасенный из воды» (1932); «Мадам Бовари» и «Тони»
(1934), при всем жанровом разнообразии, объединяются непривычным соединением
поэтичности видения и конкретности в изображении вещественного мира, любви к
бытовым деталям, свободной и естественной игрой актеров, а также использованием
оптики, позволяющей исполнителям передвигаться в кадре без изменения точки
съемки (что создавало эффект «репортажности»).
Сближение с
движением Народного фронта, предопределенное симпатией Ренуара к обыкновенным
людям (которая заявила о себе еще в фильме об итальянцах-эмигрантах «Тони», а
также в фильме «Преступление г-на Ланжа» (1935) о противостоянии рабочих и хозяина),
вылилось в работу над агитационным киноплакатом «Жизнь принадлежит нам» (1936)
и сильно переработанной версией пьесы М. Горького «На дне» (1936). Левые
идеи и вера в силу простых людей, которые берут судьбы народов в свои руки,
выражены и в лучшей работе режиссера – философской драме «Великая иллюзия» (1937).
Именно здесь достигает апогея искусство Ренуара – психолога и реалиста,
добивающегося непривычной полноты и глубины актерского исполнения, а также
ощущения неразрывной связи отдельных человеческих судеб и исторического
процесса.
Пафос народного
единства и победы над враждебными массам верхами характерен и для исторической
драмы «Марсельеза» (1938), реконструирующей события французской революции.
Приближение войны и поражение Народного фронта откликаются в творчестве Ренуара
пессимизмом «Человека-зверя» (1938, по Э. Золя) и «Правил игры» (1939) –
психологической драмы с элементами гротеска и фарса, раскрывающей моральное
растление и пустоту аристократических кругов.
В годы войны Ренуар
снимает в США. Его картины 50-х гг. словно развивают мотив незаконченной ленты
«Загородная прогулка» (снималась в 1936 г., показана в 1946). «Река» (1951), «Золотая
карета» (1953, в главной роли итальянская актриса Анна Маньяни),
«Французский канкан» (1954), «Завтрак на траве» (1959) исполнены пластического
изящества, упоения красотой природы и бытия, ностальгическим возвращением к
«прекрасной эпохе» конца XIX – начала XX века.
Предыдущая Следующая