Предыдущая Следующая
По убеждению молодых сюрреалистов, умер буржуазный
порядок вещей, присущие ему благополучие и незыблемость. Недаром именно буржуа
были столь скандализованы фильмом, на что авторы и делали ставку. И неважно,
что вчерашние идейно-художественные соратники и единомышленники, Бунюэль
и Дали вскоре разошлись навсегда в искусстве и стали едва ли не
антагонистами, но именно Бунюэль пронес «великолепное презренье» к
«скромному обаянию буржуазии» через всю свою долгую творческую жизнь, оставаясь
верным столь хлестким и шокирующим заветам «Андалузского пса», иными словами –
собственной бурной юности.
В ролях: Симона
Марей, Пьер Бачев, Сальвадор Дали, Жем Миравиль, Луис Бунюэль.
ü
Луис
Бунюэль (1900–1983),
испанский кинорежиссер, сценарист, международно-признанный лидер «авторского»
направления в мировом киноискусстве.
Воспитывался
в иезуитском колледже в Сарагосе, где испытал первые сомнения в истинности
религиозного вероучения. Эти сомнения сменились решительным выбором в пользу атеизма
в пору духовного формирования в студенческой резиденции в Мадриде (1917–1924),
где в нелегких поисках будущей профессии юноша сблизился с литераторами Ф.
Гарсиа Лоркой, Р. Альберти, Х. Гильеном и другими.
Существенным
фактором в определении творческого лица будущего режиссера явилось для Бунюэля
пребывание в Париже в середине 20-х гг., где он познакомился и солидаризировался
с эстетической и общественной программой группы художников-сюрреалистов
(А. Бретон, С. Дали, М. Эрнст, И. Танги), лозунгом которых был
скандальный разрыв с буржуазными условностями в нравственности и искусстве.
Прокламируемая сюрреалистами эстетика шока нашла яркое выражение в
совместном дебюте Бунюэля и С. Дали в немом кинематографе – в ставшей с
годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес» (1928), построенной по методу
автоматического письма.
Еще
больший скандал вызвала премьера их следующего фильма «Золотой век» (1930),
отмеченного предельным натурализмом зрительного ряда и «кощунственными»
ассоциациями с творчеством маркиза де Сада; вызвавший общественное
замешательство фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет.
Аналогичная участь постигла снятый Бунюэлем уже в Испании документальный
фильм «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932), демонстрировавший удручающую нищету
этого крестьянского края. В годы Гражданской войны режиссер, решительно ставший
на сторону республиканцев, активно пропагандирует национальную культуру за
рубежом, участвует в создании антифашистских и антифранкистских лент (в
частности, «Испанской земли», 1937, Й. Ивенса), работает во Франции, а с
1938 г. по 1946 г., пребывая в политической эмиграции, в США. В 1946 г. Бунюэль
возобновляет режиссерскую деятельность в Мексике; в 1949 г. принимает
мексиканское гражданство.
Предыдущая Следующая