Предыдущая Следующая
«Второй Авангард» («поздний», начиная
с 1924 г.). Первым фильмом этого направления стал абсурдистский «Антракт»
(1924) Рене Клера, не вызвавший у обычной публики ничего, кроме
недоумения и массы вопросов. Довольный произведенным эффектом режиссер заявил
тогда: «Кино – это то, что нельзя рассказать и
объяснить! Вот только попробуйте растолковать это людям, искалеченным
тридцатилетней болтовнёй о фильме, как о романе! Надо бы снова сделать зрителей
примитивными дикарями!»
Три основные направления: импрессионизм,
«чистое кино» и сюрреализм (фр. surrealisme, букв. – сверхреализм,
надреализм) – течение, направленное на автоматическое воспроизведение
образов сознания и подсознания, что порождает самые причудливые формы. Развивает
на художественно-эстетической почве идеи интуитивизма, фрейдизма.
Источником и главной сущностью искусства
сюрреализм признает сферу подсознания – неосознанные инстинкты и фантазии,
сновидения, галлюцинации, смутные воспоминания детства. Вера в высшую реальность
произвольных ассоциаций, во всемогущество сновидения и в незаинтересованную
игру мысли. Шок, эпатаж, развлечение.
Лидеры французского сюрреализма: Андре
Бретон, Поль Элюар. Сюрреалистические киношедевры: Луис Бунюэль,
Сальвадор Дали: «Андалузский пес» (1928); «Золотой век» (1930).
ü «Андалузский пес»
(Un chien andalon), Франция, 1928, 27 мин.
«Пощечина кинематографическому вкусу» – такое определение могли бы дать своему
короткометражному фильму-манифесту молодые французские сюрреалисты Луис
Бунюэль и Сальвадор Дали, если бы были знакомы с декларациями
русских футуристов. В манифестах и декларациях недостатка не было и полтора
десятка лет спустя в среде самих новых авангардистов так же, как, впрочем, и в
монтаже, почти по Эйзенштейну, новых аттракционов с шокирующими кадрами
в самом «Андалузском псе». Вот уже добрых три четверти века высоколобые умы от
киноведения и культурологии тщатся их дешифровать, тогда как расшифровке они
заведомо не подлежат – не для этого они были выстроены и смонтированы их авторами.
Название фильма представляет собой скрытую реминисценцию из испанской поговорки:
«Андалузский пес воет – кто-то умер!».
Предыдущая Следующая