Предыдущая Следующая
К
началу 60-х гг. он создает около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках
канонических коммерческих жанров – мелодрамы, комедии, детектива. О
беспощадности жестокого реализма раннего Бунюэля напоминает рисующий
страшную участь подростков-беспризорников в Мехико фильм «Забытые» (1950, приз
за режиссуру МКФ в Каннах, 1951), о демократических симпатиях режиссера – создаваемые
с участием Франции фильмы «Это называется зарей» (1956), «Смерть в этом саду»
(1956), «Лихорадка приходит в Эль-Пао» (1960). Однако подлинная мощь его дарования
раскрывается лишь в лентах, сочетающих острую критику социальных основ современного
буржуазного мироустройства с нелицеприятным видением евангельских заветов,
таких как «Назарин» (1959, по роману Б. П. Гальдоса; специальная
премия жюри и приз ФИПРЕССИ в Каннах) и «Виридиана» (1961, Гран-при МКФ в
Каннах), после долголетней разлуки снятая на родине автора и тут же запрещенная
по обвинению в оскорблении религиозных ценностей.
Отмеченные
жесткой экспрессивностью образного решения и виртуозностью актерского
исполнения, оба фильма демонстрировали несостоятельность попыток социальной
утопии в перегороженном кастовыми и классовыми барьерами мире. В 60-е гг.
библейская тема еще дважды звучит в кинематографе Бунюэля – в
фильмах-притчах «Симеон-столпник» (1965, специальный приз жюри МКФ в Венеции) и
«Млечный путь» (1969). Однако фокус гротескно-сатирического видения режиссера
все больше смещается в сторону этико-психологических аспектов современного ему
общества, пронизанного своекорыстием, лицемерием и расчетом. Разные, но в
равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе
предстают в «Дневнике горничной» (1964, по роману О. Мирбо), «Дневной
красавице» (1967, по роману Ж. Кесселя; Гран-при на МКФ в Венеции) и
«Тристане» (1970, по роману Б. П. Гальдоса). А лелеемый со времен
«Андалузского пса» и «Золотого века» сюрреалистический вызов унылой
действительности вносит ноту озорного абсурда в симметрически выверенную
фабулу «Ангела-истребителя» (1962, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах) и последних
блестящих картин Бунюэля: «Скромное обаяние буржуазии» (1972, премия
«Оскар», 1973), «Призрак свободы» (1974) и «Этот смутный объект желания» (1977,
по роману П. Луиса; премия «Оскар», 1977).
Предыдущая Следующая