Предыдущая Следующая
Интерес к внутренней жизни человека, раздираемого
противоречиями и стоящего перед выбором, проявился в поставленной в Германии
ленте «Михаэль» (1924) и в главной картине всей его творческой жизни – «Страсти Жанны д’Арк», снятой в 1928 г. во
Франции. История постановки превратилась в легенду: Дрейер отверг
сценарий, основанный на известной биографии своей героини и обратился к подлинным
протоколам допросов; был воссоздан замок в Руане; cъемки шли в порядке хронологии
и продолжались полтора года; от актеров требовалось внешнее сходство и готовность
играть без грима. Оператор Р. Матэ использовал жесткорисующую оптику, которая
на крупном плане передавала все неровности кожи, а также применял нижние ракурсы,
для чего во дворе замка появилось множество ям. В результате фильм превратился
в монументальный крупный план изуверского процесса и, одновременно, в немой
монолог Жанны д’Арк (актриса Рене Фальконетти), чьи переживания и даже
ход мысли воплощались на экране с помощью крупных планов, виртуозного монтажа и
драматургии света и тени. В одной из центральных ролей снялся французский поэт,
прозаик, драматург, сценарист, актер, новатор театрального языка, создатель «театра
жестокости» Антонен Арто.
После провала картины в прокате Дрейер нашел
продюсера для своего нового фильма «Вампир» лишь в 1932 г. Будучи удивительным
экскурсом в мир подсознательных грез, сновидений и галлюцинаций, «Вампир»
остался примером творческого использования изображения, музыки, шумов и монтажа
для создания экспрессивной атмосферы, выражающей субъективный взгляд личности.
После очередного неуспеха фильма в прокате Дрейер вернулся в
журналистику, и его следующая игровая лента –
монументальная драма «День гнева» об «охоте на ведьм» в Норвегии Средних веков – была поставлена только в 1943 г.
После войны он снимает серию документальных картин, а
также религиозно-философский фильм «Слово» (1955, главный приз МКФ в Венеции) и
стилистически изысканную ретро-ленту «Гертруда» (1964), которые стали
общепризнанными шедеврами.
Предыдущая Следующая