Предыдущая Следующая
Что бы ни говорил Балабанов в своих
интервью – почвенники растерзали бы этого «патриота» за фильм «Про уродов и
людей». Подумать только: в эпоху «Старых песен о главном» снять фильм о
садомазохизме! Так и слышатся визгливые вопли о растлевании демократами народной
души. Но фильм взрывчат отнюдь не обильной демонстрацией женских ягодиц, скандальные
слухи о которой роились еще во время съемок.
Балабанов делает плотскими откровенные
социальные метафоры: кадры, где утонченную Екатерину Кирилловну с особым
сладострастием, явно наслаждаясь властью над госпожой, сечет плотненькая бойкая
горничная – лучший образ предвестья революции. Герои фильма – лики России: Лизу
сопровождает музыкальная тема первого бала Наташи Ростовой, а сиамские близнецы
– «телесная» пародия на сам герб Российской империи.
Балабанов – патриот, парадоксально
безжалостный к национальным фетишам. В «Трофиме» – к мифу о народе-богоносце:
его герой, невинно помаргивающий глазками-бусинками, уютной округлостью напоминает
то ли мужичка-лесовичка, то ли Ивана Москвина в роли толстовского
Поликушки, но при этом является бессмысленной каплей исторического потока. В «Брате»
– к «мифу Раскольникова», кающегося убийцы с больной совестью. В фильме «Про
уродов и людей» – к мифу о культуре, защищающей от варварства: здесь зло входит
в интеллигентскую среду, как нож в масло, и защиты от него потому и нет, что
сами жертвы тайно предрасположены к пороку.
Дразня и провоцируя, Балабанов крушит
«священных коров». В его фильмах они разлетаются в куски... Неужели впрямь все
они пустотелы? Рад ли этому Балабанов – или за его широкой
улыбкой скрываются предостережение и горечь?».
(Ковалов О. Алексей Балабанов // Новейшая
история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. 1. – СПб, 2001).
ü
Карвай
Вонг (р.
1958), китайский режиссер, сценарист, один из лидеров авангардного кино 1990-х
гг.
Предыдущая Следующая