Предыдущая Следующая
Нить этой нелепой судьбы плетется в эпоху «оптовых
смертей» и никому не интересна на грозовом фоне катастроф русско-японской войны,
о которой под закопченными сводами петербургского кабака хрипло надрывается
гармонь спившегося инвалида. Хотел того режиссер или нет – на кадры его фильма
легла тень войны в Чечне. Сколок жизни, демонстративно лишенный какого бы то ни
было назидания, тревожил неким невысказанным вопросом.
«Брата» от ценителя «герметичных» Кафки
и Беккета никак не ждали. Уличная баллада о киллере Даниле не только
стала хитом видеорынка, но и вызвала всплеск уже подзабытого общественного энтузиазма.
Но кем, как не эстетами и авангардистами – Копполой, Леоне, Верхувеном –
созданы популярнейшие фильмы мирового кино. Инъекции изысканной культуры
растворены и в образной ткани «Брата»: когда Данила, постреляв из обреза,
присаживается у стенки, рядом с трупами, и заводит с трясущимся от ужаса
пареньком неторопливую беседу о своем любимом «Наутилусе» – как не вспомнить
уроки Беккета?..
Балабанов снял фильм-загадку: кто он, его
Данила, – мычащее животное, отпетый негодяй или благородный герой нашего
времени, этакий городской Робин Гуд? Действительно, его жертвы – те, кого на
дух не переносит человек массы: рэкетиры в шароварах с лампасами, темные дельцы
в малиновых пиджаках и, конечно, чужаки с неарийскими носами. Равно «пахучими»
эпитетами гвоздит Данила и кавказцев, и американскую рок-музыку, тлетворному
влиянию которой поддается заблудшая девчонка-наркоманка, по-отечески им
опекаемая.
Провокативный фильм явно «соблазняет малых
сих» – лапидарные высказывания Данилы по национальному вопросу неизменно вызывают
одобрительное ржание люмпенов, а ладный облик этого немногословного паренька
словно бы наглядно подсказывает молодежи «делать жизнь с кого». Но, как
водится, талантливое произведение само подправляет своего создателя. Черный
юмор и реализм, доходящий до очистительного цинизма, помогают нарисовать
безотрадные картины общества с разрушенными нравственными опорами: чего стоит
сцена, в которой простая русская мама, воспетая почвенниками «соль земли» и
народной мудрости, с оханьями и причитаниями спроваживает непутевого сынка в
город, чтобы, как говорится, «человеком стал» по примеру старшего
брата-киллера. Ксенофобская рознь густо разлита в мире фильма и является
отравленным воздухом, которым дышат люди дна: грязный алкаш в коммуналке поносит
немцев, в словах «благородного» Данилы о кавказцах и евреях – отвратительный
душок... Что до патриотизма, то о притеснениях русского человека толкует мерзкий
брат Данилы, а бандитский босс так и сыплет народными пословицами и поговорками.
Алексей Балабанов привел на экран русского парня, чьи карманы трещат от
американских долларов, по сути – городского стервятника и мародера. Обществу,
научившему молодежь бестрепетно убивать, уже не отвертеться от такого героя.
Предыдущая Следующая